История возникновения института Центрального банка

Банковская система » Анализ деятельности Центрального Банка Российской Федерации » История возникновения института Центрального банка

Страница 2

Роль центрального банка в английской модели определяется тремя функциями: 1) денежным контролем; 2) пруденциальным контролем; 3) размещением государственного долга на наиболее благоприятных условиях.

Функция денежного контроля предполагает в качестве основной цели стабилизацию уровня цен с помощью контроля над денежным предложением. К закреплению за Банком Англии именно этой функции сводилось основное содержание принятого в 1844 г. Закона о Банке Англии (акт Роберта Пиля). Для стабилизации цен Акт предписывал строгое следование количественной теории денег, а именно — правилу роста денежного предложения, смысл которого состоял в том, чтобы темпы роста предложения денег соответствовали темпам роста реального производства в экономике. С середины 1980-х гг. в политике, направленной на достижение ценовой стабильности, денежные власти стали использовать процентные ставки [12, с.24].

Пруденциальный контроль, контроль над банковскими рисками, направлен на минимизацию возможности финансовых кризисов и тех издержек, которые несет общество в целом в случае таких кризисов. Закон о правах банков (1914 г.) разрешил проведение дискреционной денежной политики. Термин «дискреционная политика» буквально означает «политика, проводимая по своему усмотрению исходя из соображений благоразумия». Это означало, что Банку Англии было разрешено предоставлять банкам дополнительную ликвидность в случае спекулятивного перегрева банковского сектора. Переход от строгого к дискреционному правилу стал следствием ряда финансовых кризисов (1847, 1857, 1866 гг.). В результате катастрофического сокращения банковских резервов потребовался дополнительный выпуск денег, и действие Закона 1844 г. было приостановлено.

При проведении пруденциального контроля Банк Англии действует как кредитор последней инстанции. Данный термин появился в 1797 г. Концепция получила развитие у английских экономистов Генри Торнтона (1802 г.) и Уолтера Бэджита (1873 г.). С 1844 г. до начала XX столетия Банк Англии выполнял роль кредитора в последней инстанции в соответствии с моделью Торнтона — Бэджита. Она предполагала соблюдение определенных принципов или правил кредитования для центрального банка, которые стали классическими в данной концепции: 1) предоставление временных, краткосрочных ссуд; 2) залоговое обеспечение; 3) предоставление ссуд только платежеспособным банкам, которые подвергаются рискам в результате банкротства банков с плохим управлением; 4) выдача ссуд осуществляется под штрафные, т. е. завышенные процентные ставки, чтобы не превратиться в кредитора первой инстанции вместо последней; 5) спасение отдельных банков не должно превалировать над ответственностью за стабильность финансовой системы в целом [12, с.32].

Закон 1914 г. формализовал ответственность Банка Англии как кредитора последней инстанции за стабильность финансовой системы. Он стал конечным поставщиком ликвидности для банка или банков и получил право выдавать столько ссуд, сколько нужно для устранения угрозы кризиса ликвидности. В последние годы распределение ответственности между властными органами существенно изменилось. По Закону 1998 г. Банк Англии в качестве центрального несет ответственность за обеспечение стабильности и эффективности финансовой системы в целом. Обязанности по надзору за банками были переданы и закреплены Законом о финансовых услугах и рынках 2000 г. новому регуляторному органу — Управлению финансовыми услугами, созданному в 1997 г.

При размещении государственного долга на наиболее благоприятных условиях Банк Англии выступает как агент при первичном размещении облигаций и не является непосредственным кредитором правительства. В период увеличения общего дефицита государственного бюджета у правительства возникает соблазн монетизировать государственный долг. Монетизация государственного долга означает, что Банк Англии выкупает облигации у населения на открытом рынке, увеличивая тем самым денежную базу (наличные деньги и банковские резервы), что, как правило, приводит к чрезмерному росту денежного предложения и становится причиной инфляции, которая, в свою очередь, сокращает реальную стоимость госдолга. Такой скрытый метод финансирования дефицита государственного бюджета дополняется возможностью получения сеньоража, поскольку существуют требования обязательного размещения резервов банков на беспроцентных счетах в центральном банке [16, с.86].

Страницы: 1 2 3


Полезная информация:

Обязательное страхование в России
Объектами обяз.страхования могут быть жизнь, здоровье, имущество и гражданская ответственность. Обязательное государственное страхование осуществляет-ся как за счет бюджетных средств, так и за счет лиц, на которых по закону возло-жена обязанность страхования. 1. Обяз.пенсионное страхование – страхо ...

Сущность, функции и значение перестрахования
Перестрахование - страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика). Страховщики, принявшие обязательства в объемах, превышающих возможности их исполнен ...

Договоры, заключаемые для реализации ипотечного кредитования, и их исполнение
Как уже было указано выше, в рамках ипотечного кредитования заключаются два основных договора: договор банковского кредита и договор об ипотеке. С помощью кредитного договора, как и договора займа, оформляются кредитные правоотношения между различными участниками гражданского оборота. Этим объясняе ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru