Инструменты денежно-кредитной политики

Банковская система » Денежно-кредитная политика РБ » Инструменты денежно-кредитной политики

Страница 1

Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Основными инструментами денежно-кредитной политики являются изменение учётной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке.

Учетная политика является важным инструментом денежно-кредитного регулирования. Метод регулирования учетных ставок наиболее быстро и непосредственно воздействует на денежное обращение. В большинстве государств учетная ставка является официальной ставкой центрального банка, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции. Политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка – стоимости банковских кредитов.

Если центральный банк преследует цель уменьшения кредитных возможностей коммерческих банков, то он поднимает учетную ставку, удорожая тем самым кредитование банковских учреждений. Если же целью центрального банка является расширение доступа к кредитам коммерческих банков, то он снижает уровень учетной ставки. Однако центральному банку не всегда удается достичь поставленной цели. Так, повышение учетной ставки не будет эффективным, если на денежном рынке в данный момент наблюдается тенденция снижения стоимости кредита в результате их повышенного предложения. В этом случае коммерческие банки предпочтут использовать более дешевые кредиты межбанковского рынка, нежели дорогие кредитные ресурсы центрального банка.

Рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Это ведет к снижению рыночной стоимости ценных бумаг. Понижение официальной учетной ставки, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, приводит к противоположным процессам. Таким образом, учетная политика центрального банка представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования. [7, c. 365]

Официальная учётная ставка в значительной мере влияет и на экономику страны. Повышение учетной ставки может вызвать следующие последствия: на денежном рынке происходит сокращение банковского кредита и денежной массы. Повышение учетной ставки ведет к удорожанию кредита, и это будет привлекать денежные ресурсы, используемые на потребление или покупку акций и иных ценных бумаг. Таким образом, может образоваться излишний кредитный потенциал, который затруднит быстрое перетекание денег из секторов экономики. Наоборот, желая облегчить получение кредитов и проводя политику «дешевых денег», центральный банк снижает учетную ставку, вследствие чего происходит удешевление кредита, увеличение денег в обороте, что способствует расширению производства и экономическому росту. Снижение учетной ставки в этом случае может отрицательно повлиять на платежный баланс и валютный курс в результате отлива капитала в страны с более высокими ставками.

Изменение ставок на денежном рынке полностью зависит от денежно-кредитной политики правительства. Центральный банк страны может выступать на этом рынке в качестве кредитора или в качестве заемщика кредитных ресурсов в объеме, необходимом для того, чтобы оказать давление на соотношения спроса и предложения и повлиять, таким образом, на уровень процентных ставок рынка.

В целом же процентная ставка, оплачиваемая клиентами банков, включает два ценообразующих элемента: стоимость ресурсов и размер маржи.

В стабильной экономике уровень учетной ставки повышается в период экономического роста и снижается в момент спада. Однако эта закономерность не выполняется в условиях высокой инфляции.

Учитывая положительные тенденции в развитии экономики, замедление инфляции, тенденцию к укреплению белорусского рубля, Национальный банк проводит политику снижения ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Национального банка, что способствует снижению всего спектра процентных ставок на финансовом рынке как в номинальном, так и в реальном выражении. [19]

Страницы: 1 2 3 4 5


Полезная информация:

Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов ФСС РФ
Проект бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации сформирован по доходам: в 2008 год в сумме 305,7 млрд. рублей, или 116,5% к уровню 2007 года; в 2009 году- 346,47 млрд. рублей, или 113,3% к уровню 2008 года; в 2010 году – 389,96 млрд. рублей или 112,6% к уровню 2009 года. Важнейшим ...

Анализ финансового положения Красноярского Городского отделения Сбербанка России
Проанализировав таблицу 12 актива я сделала следующие выводы. В каждой статье актива присутствует положительный темп прироста, кроме вложений в инвестиционные ценные бумаги, т.к. на начало года таких вложений не было. Средства кредитных организаций в Центральном банке и средства в кредитных организ ...

Выводы
Использование банковских карт как инструмента безналичных платежей имеет для клиентов банка целый ряд достоинств по сравнению с другими способами расчётов: удобство в использовании карточного счёта, защищённость средств, хранящихся на нём (особенно на смарт-карте), быстрота совершения расчётных опе ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru