Страхование является одним из важных факторов обеспечения стабильности социально-экономического развития страны. Страховой рынок в Российской Федерации за последние годы развивается ускоренными темпами при общем увеличении его объемов и расширении круга предоставляемых услуг. Вместе с тем, потенциал его развития далеко не исчерпан, а по использованию страховых инструментов Россия существенно отстает от большинства развитых стран.
В последние годы на развитие страхового рынка значительно влияли несколько факторов. Во-первых, это значительное сокращение сборов страховой премии по страхованию жизни, связанное с изменением налогового законодательства, что привело к некоторому сокращению объемов «псевдострахования», но мало способствовало развитию классического страхования жизни. И, во вторых, реализация закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Данная ситуация вызвана изменениями в налоговом и страховом законодательстве, вследствие чего страховые компании значительно уменьшили сборы страховых премий по налогосберегающим схемам страхования жизни, что лишь частично было компенсировано притоком страховых премий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В настоящее время очень остры социально значимые проблемы реализации Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который зарекомендовал себя как эффективный инструмент, позволяющий на практике гарантировать возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях. Реализация на территории Российской Федерации таких принципов обязательного страхования, как гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств и экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения, является важным шагом на пути интеграции России в мировое сообщество[22].
Указанное обстоятельство оказало положительное воздействие на систему страховых отношений в стране. Ввиду обязательности данного вида страхования, его массовости, дается толчок для развития добровольных видов страхования в России. Кроме того, введение обязательного страхования сказалось на ускоренном формировании современной инфраструктуры страхового сектора финансового рынка, а также создало новые рабочие места как непосредственно в страховании, так и ряде смежных отраслей, таких как: обслуживание и ремонт автомобилей, юридические, медицинские, оценочные и другие услуги.
Вместе с тем реализация данного закона столкнулась с рядом проблем. Предполагалось, что с введением обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств уровень безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте повысится за счет использования экономических рычагов влияния на водителей транспортных средств. Но, к сожалению, на сегодняшний день ощутимого влияния на положение дел с предупреждением аварийности ОСАГО не оказывает, о чем свидетельствует статистика. Одной из причин данной ситуации также является плохое состояние автомобильных дорог.
Полезная информация:
Экономическое содержание собственного капитала банка
Собственный капитал экономического субъекта состоит из уставного (складочного) капитала, добавочного капитала, резервного капитала, нераспределенной прибыли. К собственному капиталу относится и временно законсервированная прибыль отчетного года, отражаемая на счете 98 «Доходы будущих периодов». Сюд ...
Внешние источники прироста капитала
Внешними источниками прироста собственного капитала банка выступают: продажа обыкновенных и привилегированных акций, эмиссия капитальных долговых обязательств, продажа активов и аренда нескольких видов основных фондов, в частности принадлежащих банку зданий. Выбор одного из указанных способов завис ...
Эффективность операций по личному страхованию в ОАО
«Московская страховая компания»
Проведем анализ выполнения плана по поступлению страховых платежей в ОАО «Московская страховая компания» в 2009 – 2010 годах в табл. 2.3. Как видно из приведенных данных, в страховой компании ОАО «Московская страховая компания» в течение всего 2009 – начале 2010 года не выполняются показатели плана ...