Страхование является одним из важных факторов обеспечения стабильности социально-экономического развития страны. Страховой рынок в Российской Федерации за последние годы развивается ускоренными темпами при общем увеличении его объемов и расширении круга предоставляемых услуг. Вместе с тем, потенциал его развития далеко не исчерпан, а по использованию страховых инструментов Россия существенно отстает от большинства развитых стран.
В последние годы на развитие страхового рынка значительно влияли несколько факторов. Во-первых, это значительное сокращение сборов страховой премии по страхованию жизни, связанное с изменением налогового законодательства, что привело к некоторому сокращению объемов «псевдострахования», но мало способствовало развитию классического страхования жизни. И, во вторых, реализация закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Данная ситуация вызвана изменениями в налоговом и страховом законодательстве, вследствие чего страховые компании значительно уменьшили сборы страховых премий по налогосберегающим схемам страхования жизни, что лишь частично было компенсировано притоком страховых премий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В настоящее время очень остры социально значимые проблемы реализации Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который зарекомендовал себя как эффективный инструмент, позволяющий на практике гарантировать возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях. Реализация на территории Российской Федерации таких принципов обязательного страхования, как гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств и экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения, является важным шагом на пути интеграции России в мировое сообщество[22].
Указанное обстоятельство оказало положительное воздействие на систему страховых отношений в стране. Ввиду обязательности данного вида страхования, его массовости, дается толчок для развития добровольных видов страхования в России. Кроме того, введение обязательного страхования сказалось на ускоренном формировании современной инфраструктуры страхового сектора финансового рынка, а также создало новые рабочие места как непосредственно в страховании, так и ряде смежных отраслей, таких как: обслуживание и ремонт автомобилей, юридические, медицинские, оценочные и другие услуги.
Вместе с тем реализация данного закона столкнулась с рядом проблем. Предполагалось, что с введением обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств уровень безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте повысится за счет использования экономических рычагов влияния на водителей транспортных средств. Но, к сожалению, на сегодняшний день ощутимого влияния на положение дел с предупреждением аварийности ОСАГО не оказывает, о чем свидетельствует статистика. Одной из причин данной ситуации также является плохое состояние автомобильных дорог.
Полезная информация:
Нормативные правовые акты НБ РБ
Национальный банк в пределах своей компетенции принимает (издает) нормативные правовые акты (постановления Правления Национального банка и Совета директоров Национального банка), обязательные для выполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуп ...
Понятие и структура прибыли банков
Прибыль – это главный показатель результативности работы банка. Разность между доходами и расходами банка составляет его валовую прибыль. Именно показатель валовой прибыли (т.е. без учета уплаты налогов и распределения остаточной прибыли) дает характеристику деятельности коммерческого банка. Резуль ...
Обеспечение электробезопасности
Электрические установки, к которым относится практически все оборудование ЭВМ, представляют для человека большую потенциальную опасность, так как в процессе эксплуатации или проведении профилактических работ человек может коснуться частей, находящихся под напряжением. Специфическая опасность электр ...