В теории маркетинга получила развитие трехуровневая концепция продукта, которая включает:
основной продукт: свойства и достоинства;
осязаемый продукт: физические характеристики, дизайн, упаковка, наименование марки и т.д.;
дополненный продукт: обслуживание, персонал, гарантии, доставка.
Таким образом, продукт представляет собой совокупность свойств и достоинств, несущих определенную выгоду, пользу для потребителя. Банковские продукты в большинстве своем являются нематериальными, не имеют физических характеристик, в этой связи приобретает значение основной и дополненный продукт.
Динамичное развитие банковских услуг для населения привело к появлению и активному использованию термина "розничные" банковские услуги.
Несмотря на интерес к теме розничного банковского бизнеса и большое количество статей по данной тематике, определению ключевых понятий не уделяют должного внимания.
Под розничным банком понимают:
банк, занимающийся массовым обслуживанием физических лиц;
банк, осуществляющий массовое поточное обслуживание физических и юридических лиц;
розничное банковское обслуживание включает обслуживание частных лиц, предпринимателей и предприятий [7, с.33].
В качестве основного критерия, определяющего розничные операции, рассматривается массовость обслуживания. Данный критерий является не совсем точным, так как для крупного и мелкого банка количество клиентов, означающих массовость, будет существенно различаться. Но, развивая розничные услуги, банк нацелен на привлечение большого числа клиентов, развитие клиентской базы.
Для уточнения понятия "розничные" банковские услуги проанализируем толкование "розница" в энциклопедической литературе. Наиболее часто встречается словосочетание "розничная торговля", которое трактуется как "способ реализации продукции конечным потребителям для их личного некоммерческого использования" или как "торговля товарами и оказания услуг покупателям для личного, семейного, домашнего пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью"
С учетом этого, определяем розничные банковские услуги как услуги банков, предлагаемые населению для удовлетворения личных, семейных потребностей, не связанных с предпринимательской деятельностью. В розничные услуги мы не включаем услуги предпринимателям, предприятиям, а также персональные услуги частным лицам, которые выделились в отдельное направление - Private Banking.
Эффективная организация розничного бизнеса требует переосмысления подходов к организации деятельности банка и маркетинга с учетом особенностей банковских услуг и специфики розничных банковских услуг. Банковские услуги, как и услуги вообще, обладают следующими характеристиками, отличающим их от товара - неосязаемость, неотделимость, невозможность хранения, непостоянство качества. Неосязаемость банковских услуг означает, что их нельзя потрогать и увидеть. Неотделимость услуги означает, что ее нельзя отделить от источника. Банковские услуги нельзя хранить впрок, производить про запас и складировать. Эта характеристика особенно важна, если принять во внимание непостоянство спроса на банковские услуги, который может колебаться в разное время года, дни недели и время суток. Непостоянство качества банковских услуг связано с их предоставлением сотрудниками банка, которые имеют различный уровень подготовленности и навыков. Более того, один и тот же сотрудник может предоставлять услуги неодинакового качества в зависимости от ситуации, настроения.
Кроме перечисленных, банковские услуги обладают также следующими характеристиками:
договорной характер банковских услуг. Оказание большинства банковских услуг предполагает заключение между банком и потребителем гражданско-правовых договоров;
связь банковского обслуживания с деньгами. Оказание основных банковских услуг связано с использованием денег в различных формах;
протяженность банковского обслуживания во времени. При приобретении банковских услуг клиент банка вступает в более или менее продолжительные отношения с банком.
К особенностям банковских услуг можно отнести также:
использование заемных средств;
Полезная информация:
Ипотечное кредитование с привлечением ресурсов негосударственных пенсионных
фондов
Основная причина отсутствия нормальной ипотеки в России – нехватка «длинных» и дешевых денег в экономике. Между тем объем накопительной части пенсий, по различным оценкам, составит 4-5 млрд. долл. в 2006 году и 7-8 млрд. долл. – в 2008 году. Часть этих денег можно было бы использовать в рамках жили ...
Система абсолютных, относительных и средних величин банковской статистики
Абсолютные величины отражают физические размеры изучаемых статистических процессов и явлений, а именно их массу, площадь, объем, протяженность, временные характеристики, а также могут представлять объем совокупности, т.е. число составляющих ее единиц. Абсолютные статистические показатели всегда явл ...
Разработка комплексных решений и мероприятий по устранению недостатков в
расчетно-кассовом обслуживании клиентов
Расчетно-кассовое обслуживание - самый традиционный и стандартизованный вид банковских услуг. Однако именно с этой услуги начинаются партнерские отношения клиента с банком, и для банка это один из поводов показать свое лицо. Учитывая тот факт, что РКО входит в стандартный набор банковских услуг, ко ...