Тенденции развития рынка пластиковых карт

Банковская система » Рынок пластиковых карт в России » Тенденции развития рынка пластиковых карт

Страница 2

В то же время в 2010 году отмечается некоторое увеличение доли активных карт, добавляют в ЦБ. Если в 2010 году по сравнению с годом ранее относительный рост количества банковских карт составил 5,7%, то количество операций по картам увеличилось на 17,7%, с 572,912 млн операций в 2010 году до 674,484 млн в 2009 году. Сумма операций, осуществленных физическими лицами с использованием банковских карт, увеличилась по сравнению с 2008 годом на 7,4%, до 9,53 трлн руб. Конечно, немаловажную роль сыграло снижение объемов эмиссии карт банками, занимающимися рассылкой кредитных карт, поскольку доля активных карт в их портфелях невелика, менее 30-40%, отмечает аналитик ИФК "Метрополь" Марк Рубинштейн.

Однако, учитывая тот факт, что доля кредитных карт в общем объеме эмиссии невелика, рост числа операций по банковским картам и, как следствие, числа активных карт свидетельствует о том, что население все чаще использует карты, причем не только для снятия наличных в банкоматах, но и для оплаты ими товаров и услуг, добавляет эксперт. По данным ЦБ, доля операций по оплате товаров и услуг в общем количестве операций с использованием банковских карт по итогам 2010 года увеличилась до 28,2% по сравнению с 24,1% в 2008 году.

К сожалению, для российского пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный инструмент, а средство снятия наличных денег. По данным исследования КОМКОН доля карточных платежей в ежедневных расчетах населения более чем в 10 раз ниже, чем в американских супермаркетах, где они составляют 60%. Это объясняется рядом причин, которые и предопределили проблемы, существующие на рынке пластиковых карт в России.

Рынок платежных карт всё больше становится полем конкурентной борьбы между российскими банками. Операции по банковским карточкам относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности. В среднем доход на единицу затрат в карточном бизнесе выше, чем по другим видам операций. Во-первых, нужно отметить такие доходные проекты как реализация зарплатных схем, столь популярных в России и некоторых странах СНГ. Издержки обслуживания подобных проектов для банка минимальны вследствие высокой степени автоматизации процесса. Во-вторых, весьма существенными могут быть для банка комиссионные отчисления за проведение платежей при использовании пластиковых карт, а также комиссии, получаемые от торгово-сервисных предприятий за обслуживание.

Специфика российского рынка состоит в том, что рынок развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80 процентов всех выпушенных карт. Это во многом объясняет поведение держателей, которые после начисления заработной платы сразу же ее снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент снятия наличных денежных средств.

По мнению аналитиков, рынок пластиковых карт в России находится еще на этапе становления. По итогам первой половины 2010 года в стране числится более 92 млн. банковских пластиковых карт – менее одной на каждого жителя. В мире на каждого человека приходится в среднем более трех пластиковых карт. Но, судя по темпам роста российского «карточного» рынка (с 2003 года он увеличился вчетверо), года через три мы догоним общемировой уровень.

Лидеры роста - Инвестсбербанк, у которого объемы эмитированных пластиковых карт за год (с 1 июля 2010 года по 1 июля 2009 года) составили 533%, Альфа-банк (126,3%), ВТБ 24 (88,9%) и «Русский стандарт» (72,3%). Более скромный темп у Сбербанка, однако по количеству карт он держит пальму первенства, эмитировав почти четверть российского банковского «пластика» (20,14 млн. штук). А в целом в карточный бизнес вовлечены не только лидеры рынка, но и игроки второго и третьего эшелонов. По данным Центробанка эмиссию «пластика» осуществляют 727 из более чем 1100 российских банков – то есть практически все банки, занимающиеся розницей.

О победном шествии «пластика» говорят не только количественные показатели, но и расширение ареала его применения. По статистике, в первой половине года с использованием пластиковых карт совершено 758 млн транзакций на общую сумму 2,8 трлн рублей. За год частота использования россиянами карт растет примерно на треть, хотя наблюдатели отмечают, что карта еще не стала для россиян привычным средством «расплаты».

Рынок банковских карт неоднороден. В последнее время наибольшими темпами растет самый перспективный его сегмент - эмиссия кредитных карт. Например, по итогам прошлого года их количество увеличилось на 85%, в то время как дебетовых – лишь на 32%.

Страницы: 1 2 3 4


Полезная информация:

Понятие нетрадиционных услуг банка
Банковский кредит - весьма удобная и во многих случаях незаменимая форма финансовых услуг, которая позволяет гибко учитывать потребности конкретного заемщика и приспосабливать к ним условия получения ссуды (в отличие, например, от рынка ценных бумаг, где сроки и другие условия займа стандартизирова ...

Теоретические основы ДБО
электронного банковского обслуживания являются операции с банковскими картами. Банковская пластиковая карта – это одна из разновидностей финансовых карт, которая является персонифицированным платежным средством, предназначенным для оплаты товаров, услуг, а в некоторых случаях и для совершения иных ...

Общие понятия. Анализ и виды инвестиций
Инвестиции – это вложенный капитал, как денежный, так и реальный. Они осуществляются в виде денежных средств, банковских вкладов, паев, акций и других ценных бумаг, вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные права и другие ценности. Подобное определени ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru