Важным этапом в развитии социального страхования России стало принятие и вступление в силу постановления ЦИК, СНК и ВЦСПС от 23.06.1933 года «Об объединении НКТ Союза ССР с ВЦСПС», в соответствии с которым была осуществлена передача этого института в управление профсоюзами.
Общее руководство социальным страхованием, функции контроля и инструктирования, а также разработка и представление на утверждение СНК сводного бюджета по социальному страхованию возлагалось на ВЦСПС. Непосредственное руководство осуществлялось сначала отраслевыми, а потом территориальными межсоюзными профсоюзными органами. На предприятиях (учреждениях, организациях) работу по назначению пособий, контролю за правильностью их выдачи, обеспечению путевками проводили профсоюзные комитеты.
Таким образом, указанным выше постановлением профсоюзам было поручено выполнять ряд государственных функций. Профсоюзы стали заниматься также вопросами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии. Многие вопросы охраны труда впоследствии вновь были переданы в ведение государственных органов, но социальное страхование управлялось профсоюзами еще долгие годы.
Фактически постановление 1933 года закрепило за профсоюзами выполнение государственных функций, к которым относится и социальное страхование, что поставило их в зависимость от соответствующих государственных органов.
Принятие постановления СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28.12.1938 года «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле» способствовало введению ничем не оправданных ограничений в обеспечении трудящихся государственным социальным страхованием.
В частности, можно привести в качестве примера, установленный более низкий размер пособия по временной нетрудоспособности, сокращение продолжительности отпуска по беременности и родам до 35 дней до родов и 28 дней после родов против уже действовавших в общей сложности 112 дней и т.д. С этого момента социальное страхование все больше теряет свой страховой характер и начинает приобретать черты социального обеспечения.
Следует отметить, что, исходя из опыта мировой практики, для действительно свободных и независимых профсоюзов выполнение государственных функций несвойственно.
В России в настоящее время это положение закреплено в Федеральных законах о профсоюзах и общественных объединениях, где четко говорится о независимости профсоюзов в своей деятельности, неподконтрольности их со стороны госорганов и о невмешательстве профсоюзов в деятельность этих органов.
Это нашло отражение в ст.5 ФЗ от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»,[1] где четко говорится о независимости профсоюзов в своей деятельности, неподконтрольности их со стороны органов публичной власти и о запрете вмешательства в деятельность профсоюзов этих органов.
Таким образом, начиная 30-х годов, с исчезновением рынка труда, профсоюзы в действительности представляли собой учреждения по реализации социальной политики. В конце 20-х-начале 30-х годов, после упразднения НЭПа, Народный комиссариат труда слился с ВЦСПС, и на профсоюзы возложили функции упраздненного государственного ведомства, в этом акте проявилось совершенно адекватное понимание ситуации.
Действительно, если все хозяйство страны обобществлено и превратилось, таким образом, в единый народнохозяйственный комплекс, осуществляющий производственную деятельность по единому плану и под руководством единого органа управления, в роли которого выступало правительство, то борьба профсоюзов с правительством по поводу условий производства становилась излишней. Всю совокупность общественных отношений - населения страны представляли профсоюзы, и правительство. Профсоюзы, стали элементам единой системы общегосударственного управления, наряду с партийными и государственными органами.
Послевоенный период характеризуется дальнейшим развитием социального страхования. Именно в это время получает развитие профилактическое направление в социальном страховании.
Период с 1945 по 1960 годы отмечается увеличением числа лечебно-оздоровительных учреждений, на крупных промышленных предприятиях появились первые санатории-профилактории, где работающие получали санаторное лечение без отрыва от производства.
Таким образом, в послевоенный период наметилась тенденция по снятию ранее принятых ограничений в обеспечении пособиями по социальному страхованию, однако, принятие Постановления Совета Министров СССР от 22.11.1955 года и соответствующее решение ВЦСПС свидетельствовало о приостановлении обозначенной тенденции. По ряду позиций были закреплены новые ограничения, в частности, в 1961 году были введены ограничения в выдаче пособий по временной нетрудоспособности вследствие бытовой травмы и операции аборта.
Полезная информация:
Инструменты денежно-кредитной политики и их использование в 2007 году
Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься с учетом формирующейся динамики макроэкономических показателей, изменения состояния платежного баланса, конъюнктуры международных финансовых и товарных рынков, проводимой бюджетной политики. Несмотря ...
Правовое регулирование ипотечного кредитования в России
Ипотека, как правовой институт, вернулась в российское гражданское право с принятием Верховным Советом Российской Федерации 29 мая 1992 г. Закона Российской Федерации «О залоге». Он в определенной мере восполнил пробел в законодательстве, но не решил всех вопросов, связанных с залогом недвижимого и ...
Измерение и ограничение валютного риска
Общий подход к проблеме измерения и ограничения валютного риска заключается в том, чтобы ограничить размер открытой позиции по каждой валюте ежедневно на конец рабочего дня. Тогда нетто-открытые позиции могут быть выражены как процент банковского капитала, активов или как другие значимые отношения. ...