Основой системы страхования вкладов является фонд обязательного страхования вкладов.
За отчетный год Фонд увеличился на 17,4 млрд руб. (28,2%) и по состоянию на 1 января 2009 г. составил 79,1 млрд руб. В течение года его основной рост происходил за счет страховых взносов банков (27,8 млрд руб.). Фактическое расходование средств Фонда на выплаты страхового возмещения составило 10,6 млрд руб., возврат из конкурсной массы ранее выплаченного страхового возмещения составил 0,2 млрд руб.
По состоянию на 1 января 2009 г. в структуре источников Фонда страховые взносы банков достигли 67,3 млрд руб. (85%), имущественный взнос Российской Федерации – 6,9 млрд руб. (9%), капитализированная прибыль – 4,9 млрд руб. (6%) (рис. 7).
![]() |
Рис. 7. Структура фонда на 01.01.2009 г. [68]
В результате роста Фонда отношение его размера к размеру страховой ответственности Агентства по всем банкам – участникам ССВ возросло с 1,84% на начало отчетного года до 1,88% на 1 января 2009 г.; без учета Сбербанка России – с 5,11% до 5,15%, что находится в пределах допустимых значений.
В течение 2008 г. банки – участники ССВ перечисляли страховые взносы за следующие расчетные периоды: IV квартал 2007 г., а также I, II и III кварталы 2008 г.
По каждому банку осуществлялся учет операций, связанных с исчислением и уплатой взносов; проводилась дистанционная проверка отчетности банков об остатках на счетах подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады; производилось исчисление сумм страховых взносов, подлежащих уплате в соответствующем расчетном периоде, и их сверка с фактически уплаченными суммами.
В отчетном году большинство банков производило уплату страховых взносов своевременно и в полном объеме. Вместе с тем от 1,3 до 7% банков несвоевременно перечисляли страховые взносы, допуская краткосрочную задержку платежей (от 1 до 5 дней). Для корректировки данной ситуации, в частности, потребовалось установить единообразный подход к определению срока уплаты страховых взносов и срока представления банками в Банк России отчетности об остатках подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады.
В 2008 г. действующим банкам было направлено 129 требований о погашении задолженности на общую сумму 31,1 тыс. руб.; банкам с отозванными лицензиями – 20 требований на 6,1 млн руб. На конец отчетного периода 99,99% непогашенной задолженности по страховым взносам приходилось на банки, в которых наступил страховой случай.
Средства Фонда учитывались на специальном счете Агентства в Банке России. Отчет о движении денежных средств Фонда за 2008 г. приведен в приложении к настоящему отчету.
В целях защиты от инфляции и пополнения Фонда Агентство осуществляет размещение (инвестирование) временно свободных денежных средств на рынке на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности.
В отчетном периоде размещение средств Фонда осуществлялось в соответствии с Положением об инвестировании временно свободных денежных средств Фонда обязательного страхования вкладов на 2008 г., утвержденным решением Совета директоров Агентства от 26 декабря 2007 г. В течение года средства Фонда инвестировались в государственные ценные бумаги Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также в корпоративные облигации и акции российских эмитентов.
Развернувшийся финансовый кризис привёл к обвальному падению рыночных котировок ценных бумаг, что, в свою очередь, повлекло значительную отрицательную переоценку их балансовой стоимости.
Общая сумма доходов от инвестирования средств Фонда за отчетный период составила 5 204 млн руб., за вычетом операционных расходов — 5 068 млн руб. С учетом переоценки убыток составил 11 461 млн руб. Общая доходность инвестирования средств Фонда — 6,5% годовых (с учетом переоценки — -14,8%).
Полезная информация:
Развитие банковского кредита в Республике Казахстан на
современном этапе
К основным видам кредитных организация относятся банки. Банковская система – наиболее динамично развивающийся сектор экономики Казахстана. По уровню проникновения в экономику (около 90% ВВП) сопоставима с показателями стран Евросоюза. Основные качественные показатели (достаточность капитала и ликви ...
Внебюджетные источники финансирования
Внебюджетными источниками финансирования организаций здравоохранения государственно-муниципального сектора могут являться средства[17]: страховых медицинских организаций, фондов обязательного медицинского страхования; организаций, заключивших договоры с организациями здравоохранения государственно- ...
Полномочия агентства по управлению фондом обязательного страхования вкладов
В рамках организационных основ системы страхования вкладов действующее законодательство устанавливает порядок взаимодействия АСВ, органов государственной власти, Банка России кредитных организаций. Отношения Банка России и Агентства основаны в первую очередь на взаимном информировании друг друга по ...