Банковская система России в условиях мирового финансового кризиса

Банковская система » Проблемы развития банковской системы России » Банковская система России в условиях мирового финансового кризиса

Возобновление роста банковского сектора не решило структурных проблем, стремительно нараставших в последнее время, а скорее усугубило их. Кредитование корпоративного и розничного сегментов, хотя и продолжало замедляться, по-прежнему росло высокими темпами: дисбаланс между кредитами и депозитами стал увеличиваться.

Глобальный кризис принципиально изменил структуру денежного предложения в России. В период 2004-2007 гг. практически весь рост активов Банка России приходился на расширение международных резервов. Темпы роста денежного предложения зависели преимущественно от размеров бюджетных ресурсов, размещенных в ЦБР, - увеличение такой "стерилизации" сокращало объем денежной базы по сравнению с потенциально возможным (в случае направления всех эмитированных рублей в экономику). При этом заложенный в бюджет механизм формирования резервных фондов "съедал" весь эффект от повышения экспортных цен на энергоносители. В 2006-2007 гг. рост денежного предложения был обеспечен лишь притоком капитала в Россию.

С сентября 2008 г. условия формирования денежного предложения кардинально ухудшились. Глобальный финансово-экономический кризис оказался крайне острым и болезненным для банковской системы, инвестиционных компаний. Произошло ухудшение условий кредитования российских банков, предприятий и организаций со стороны международных инвесторов. Все это привело к острому кризису ликвидности, который поставил на грань банкротства отдельные российские банки и компании и вынудил государство прибегнуть к оказанию им крупномасштабной финансовой помощи.

Банк России и правительство РФ приняли решение не банкротить банки, столкнувшиеся с финансовыми трудностями, а применять иные меры предупреждения банкротства, в том числе санацию, присоединение, слияние, реорганизацию. После вступления в силу ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011г.» акцент был сделан не на отзыв лицензии, согласно ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности» (установившей обязанность Банка России отозвать у банка лицензию, если банк не в состоянии рассчитаться с кредиторами в течение 14 дней), а на санацию банка-банкрота. Хотя данная мера позволяет стабилизировать положение в отрасли и восстановить доверие к национальным банкам, у этого решения есть серьезный недостаток: оно подрывает ответственность собственников и менеджеров банков за результаты хозяйственной деятельности и перекрывает риски частного предпринимательства на налогоплательщиков.

Были введены нормы государственной гарантии 100% сохранности по вкладам физических лиц в размере до 700 тыс. рублей. Данные гарантии охватывают 98% вкладов в российских банках. Практически все страны в условиях нынешнего финансового кризиса вводили подобные меры для предотвращения «банковских паник» и восстановления доверия общества к банковским институтам. Только в отличие от Запада в России, во-первых, государственные гарантии распространяются только на вклады физических лиц, тогда как в других стран – и на средства предприятий. И, во-вторых, если вводимые в развитых странах государственные гарантии сохранности банковских депозитов носят временный характер, то в нашей стране время действия гарантий вкладов, введенных в период кризиса, не определено.

Проводилась работу по созданию механизма, который позволил бы привлекать ресурсы коммерческих организаций на санацию проблемных банков.

Выход национальной экономики из кризиса во многом определяется мерами государственной политики по институциональной реформе финансового сектора и характером проводимой денежно-кредитной политики.

Важную роль в повышении устойчивости российской банковской системы к кризисным явлениям на международных рынках сыграли целенаправленные усилия государства по развитию правовой среды национального рынка финансовых услуг. Решающим для обеспечения стабильности стало создание государственной системы страхования банковских вкладов.

К числу других важных изменений следует отнести: повышение надзорных требований к финансовой дисциплине и методам управления кредитными рисками банков, упрощение процедуры консолидации банковского капитала, отмену ограничений на открытие дополнительных офисов банков в регионах, создание бюро кредитных историй. Все это способствовало внедрению более совершенных стандартов корпоративного управления и повышению прозрачности банковской деятельности, усилению притока сбережений населения, снижению издержек кредитных организаций по развитию бизнеса в регионах, активизации процессов слияний и поглощений.


Полезная информация:

Работа Ллойда
В корпорации Ллойд имеется два типа людей и фирм. Первые называются членами корпорации (members). Вторые являются агентами, брокерами, профессионалами, помогающими членам корпорации заключить договоры страхования и перестрахования, представляя клиентов Ллойда. Если в прежние времена членами Ллойда ...

Правосубъектность ЦБ РФ в сфере организации наличного денежного обращения
Правосубъектность Ванна России в сфере организации наличного денежного обращения определяется Конституцией РФ и федеральными законами. В соответствии с п. 1 ст. 75 Конституции РФ осуществление денежной эмиссии в Российской Федерации является исключительной компетенцией Банка России. Эмиссионная фун ...

Операции КБ РФ с наличной иностранной валютой, пластиковыми банковскими карточками, дорожными чеками
Для обеспечения валютного обслуживания российских и иностранных граждан банки организуют обменные пункты. Деятельность обменных пунктов регулируется основными инструктивными документами Центрального Банка России: положением "О порядке регистрации обменных пунктов уполномоченных банков" и ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru