Правосубъектность ЦБ РФ в сфере организации наличного денежного обращения

Банковская система » Центральный Банк и его роль в банковской системе Российской Федерации » Правосубъектность ЦБ РФ в сфере организации наличного денежного обращения

Страница 3

Помимо эмиссии денег, к организации наличного денежного обращения относятся также вопросы прогнозирования наличного денежного оборота, работы с денежной наличностью и др. (ст. 34 Закона № 86-ФЗ). Банк России уполномочен осуществлять по данным вопросам регулирование, надзор и контроль посредством принятия нормативных правовых актов и индивидуальных правовых актов на основе имеющейся у него информации как о состоянии экономики в целом, и в области наличного денежного обращения.

Основные функции по прогнозированию наличного денежного оборота Банк России возложил на свои территориальные учреждения, установив, что объектом анализа при составлении прогнозов кассовых оборотов являются:

складывающиеся тенденции в наличном денежном обороте и его структуре;

источники поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направления их выдач из касс учреждений банков;

скорость возврата наличных денег в кассы учреждении банков;

происходящие изменения и тенденции в экономике;

изменение индекса потребительских цен;

состояние и развитие безналичных расчетов между юридическими и физическими лицами.

уровень инкассации наличной денежной выручки (особенно торговой), образующейся в сфере потребительского рынка;

территориальное размещение выпуска денег в обращение и изъятие денег из обращения, причины роста эмиссии (сокращения изъятия) наличных денег;

неиспользованные возможности мобилизации учреждениями банков внутренних кассовых ресурсов для удовлетворения потребностей предприятий в наличных деньгах;

результаты банковского контроля над соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

Полномочия Банка России по вопросам работы с денежной наличностью достаточно широки. Банк России осуществляет регулирование хранения, перевозки и инкассации наличных денег, определяет порядок ведения кассовых операций. В сферу его компетенции входят вопросы уничтожения банкнот и монет Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монет. По этим вопросам Банк России вправе издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами.

Установление предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами само по себе не может быть расценено как препятствие для свободного перемещения финансовых средств, поскольку является одним из инструментов, обеспечивающих организацию наличного обращения денег, защиту и обеспечение устойчивости рубля, и не лишает юридических лиц возможности производить расчеты между собой в безналичном порядке без ограничения суммы и в любой форме, предусмотренной законом (ст. 862 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 861 ГК РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. В отличие от приведенного положения, п. 2 ст. 861 ГК РФ предусматривает, что расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

Из анализа п. 1 и 2 ст. 861 ГК РФ следует, что закон, установив общее правило об осуществлении расчетов между юридическими лицами в безналичном порядке, допускает возможность расчета между ними наличными деньгами, однако при этом не оговаривает возможность осуществления расчетов «без ограничения суммы», как предусмотрено для расчетов с участием граждан, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Полезная информация:

Возникновение социального страхования в России
Социальное страхование – это система мер, направленная на обеспечение социальной защищенности занятого населения от возможного изменения материального или социального положения. Россия значительно позже многих западных стран ввела обязательное социальное страхование наемных работников. Как известно ...

Обеспечение финансовой устойчивости страхования
В самом общем виде под финансовой устойчивостью страховой организации следует понимать стабильность ее финансового положения, обеспечиваемую достаточной долей собственного капитала (чистых активов) в составе источников финансирования [17, c. 143]. Внешним проявлением финансовой устойчивости страхов ...

Современное состояние капитализации российской банковской системы
банковский капитал экономический Успешное решение задачи повышения темпов экономического роста и увеличения инвестиций во многом зависит от эффективной работы банковской системы. Собственные средства (капитал) действующих кредитных организаций на 1.01.2010 достигли 4620,6 млрд. рублей. Темп прирост ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru