Основное число клиентов банка составляют физические лица, кроме того, сравнительно небольшие (по сравнению с депозитами юридических лиц) вклады населения составляют основу ликвидности банка. Кроме размещения своих временно свободных средств во вклады и депозиты, у физических лиц имеется потребность в текущих платежах.
Один из законов рыночной экономики – «спрос определяет предложение». И, не в последнюю очередь, он касается банковской сферы. Именно банки призваны взять на себя обеспечение финансового потока между плательщиками (физическими лицами) и получателями (организациями, предоставляющими услуги населению).[24, c.114]
Причин для этого несколько:
- прохождение платежей через банковские счета обеспечивает прозрачность платежей для контролирующих органов государства;
- такие операции обеспечивают своевременность платежей, и, как следствие, нормальное функционирование организаций;
- сокращение временных издержек населения для производства таких платежей;
- это выгодно банку, поскольку позволяет ему аккумулировать денежные средства на расчетных счетах юридических лиц и использовать эти средства в своих целях в течение определенного промежутка времени.
Например, при оказании услуг частным лицам банк и клиент заранее оговаривают все существенные условия сделки (рисунок 2.1) [24, c.48].
Рисунок 2.1 - Основные виды банковских услуг физическим лицам [32]
Поступление платежей в ОАО «АИКБ «Татфондбанк» через специальную компьютерную систему, используемую банком для приема наличных денежных средств при приеме платежей от физических лиц и индивидуальных предпринимателей (тыс. руб.), отражено в таблице 2.2.1.
При проведении анализа поступления сумм принятых платежей за 2008 и 2009 годы мы видим, что значительное увеличение происходит в феврале и июле. Объяснить это можно тем, что в эти периоды проходят основные налоговые платежи в бюджет. Так в феврале 2008 года сумма поступивших платежей составляет 859 054,5 тыс. рублей, а в соответствующем периоде 2009 года эта сумма составила 966 906,2 тыс. рублей. В мае, июне, июле 2008 года сумма платежей значительно меньше, чем, скажем в январе, феврале того же года. Та же тенденция прослеживается и в 2009году.
Таблица 2.1 - Поступление платежей физических лиц и ИП [42]
№ п/п |
2008 г. |
2009 г. |
Изменение, +/– | |||
Сумма |
% |
Сумма |
% |
Сумма | ||
1 |
Январь |
944614,3 |
8,666 |
951904,8 |
8,139 |
+ 7290,5 |
2 |
Февраль |
859054,5 |
7,881 |
966906,2 |
8,267 |
+ 107851,7 |
3 |
Март |
1026238,1 |
9,414 |
1104999,5 |
9,448 |
+ 78761,4 |
4 |
Апрель |
932297,7 |
8,553 |
964083,1 |
8,242 |
+ 31785,4 |
5 |
Май |
849326,4 |
7,792 |
965400,0 |
8,254 |
+ 116073,6 |
6 |
Июнь |
880196,5 |
8,075 |
848820,4 |
7,258 |
– 31376,1 |
7 |
Июль |
799865,0 |
7,338 |
928113,2 |
7,936 |
+ 128248,2 |
8 |
Август |
985280,5 |
9,039 |
997422,3 |
8,528 |
+ 12141,8 |
9 |
Сентябрь |
932713,4 |
8,557 |
979592,0 |
8,376 |
+ 46878,6 |
10 |
Октябрь |
897787,9 |
8,236 |
1058479,0 |
9,049 |
+ 160691,1 |
11 |
Ноябрь |
887569,6 |
8,142 |
933805,5 |
7,983 |
+46235,9 |
12 |
Декабрь |
905684,8 |
8,307 |
996548,3 |
8,520 |
+90863,5 |
Итого |
10900628,7 |
100,000 |
11696074,3 |
100,000 |
+795445,6 |
Полезная информация:
Механизм финансирования учреждений здравоохранения
Действующая в настоящее время модель финансирования медицинских учреждений предусматривает несколько каналов выделения им средств из федерального бюджета и внебюджетных средств, находящихся в распоряжении государственных организаций (внебюджетные средства Минздрава и средства ОМС). Финансирование п ...
Цели и задачи фонда, которые обеспечиваются средствами ФСС
На основании Положения о Фонде социального страхования от 12.02.1994 года № 101 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.08.2005 N 484) Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется - Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. ...
Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов ФСС РФ
Проект бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации сформирован по доходам: в 2008 год в сумме 305,7 млрд. рублей, или 116,5% к уровню 2007 года; в 2009 году- 346,47 млрд. рублей, или 113,3% к уровню 2008 года; в 2010 году – 389,96 млрд. рублей или 112,6% к уровню 2009 года. Важнейшим ...