Изменение центральным банком учетной ставки, ее увеличение или уменьшение в теории и практике рыночной экономики называется политикой «дорогих» и «дешевых» денег.
Политика «дешевых денег» проводится в периоды спада производства для стимулирования деловой активности. Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и процентную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.
Для увеличения денежного предложения центральные банки могут предпринять в определенной комбинации следующие действия: покупка государственных ценных бумаг на открытом рынке у банков и населения, понижение резервной нормы или снижение учетной ставки. В результате увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, а предложение денег в стране возрастает. Увеличение денежного предложения понижает процентную ставку, активизирует инвестиционную деятельность, что в конечном итоге приводит к росту валового внутреннего продукта. Величина, на которую возрастет ВВП, зависит от степени роста инвестиций и размера мультипликатора денежных доходов.
Политика «дорогих денег» проводится в условиях инфляции. Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: ограничивает максимальную величину предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. [12, c. 147]
Уменьшение денежного предложения приводит к повышению процентной ставки, сокращению инвестиций, снижению совокупных расходов, что в конечном итоге ограничит инфляцию спроса.
Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и рестрикционного типа может иметь тотальный либо селективный характер. При тотальной монетарной политике мероприятия центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет центральному банку оказывать выборочное воздействие в определенном направлении.
При ее проведении практикуется использование следующих инструментов или их разнообразных сочетаний: лимитирование отдельных видов операций банков (или их групп, например по регионам), установление размеров вознаграждения коммерческих банков при проведении различных финансово-кредитных операций, регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков, установление кредитных потолков.
Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом нужно учитывать, что между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время, а также тот факт, что денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности. [17, c. 279]
Полезная информация:
Инструменты денежно-кредитной политики и функции Центрального Банка
В денежно-кредитной политике существует довольно сложная иерархия целей, многообразие методов и инструментов, с помощью которых она проводится. Часто бывает довольно сложно отличить, что является целью, а что — средством ее достижения. Кроме того, существуют различные точки зрения по вопросу, должн ...
Анализ основных источников финансовых ресурсов, влияющих на текущую деятельность
и финансовый результат
В 2008 году группа Сбербанка России (далее — группа) заработала 129,9 млрд руб. прибыли до налогообложения по МСФО. Это ниже аналогичного показателя за 2007 год на 9,8 млрд руб. Рис. 3 – Объемы прибыли до налогообложения, млрд. руб. Значительный рост в 2008 году чистого процентного дохода на 49,6% ...
Сельскохозяйственный кредитный
потребительский кооператив "SICOOB Credicitrus"
"SICOOB Credicitrus" является самым крупным кредитным союзом в Бразилии. Кооператив имеет 43 подразделения, в том числе 38 в Сан-Паулу и Минас-Жерайс, и что его администрация состоит из трех регионов. Область действия распространяется на весь штат Сан-Паулу и в настоящее время "Credi ...