Деятельность Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что, с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой - он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями [44, стр. 32].
Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, принимает необходимые меры по защите интересов вкладчиков.
Конституционные основы банковского права выполняют следующие определяющие функции:
1) программируют банковскую деятельность, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг;
2) устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами;
3) создают базу для единообразного банковского правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование и денежная эмиссия относятся к компетенции Российской Федерации [59, стр. 22].
Одной из актуальных задач является необходимость выработки индивидуального подхода к участию кредитных организаций в системе страхования, т.к. размер принимаемых рисков дифференцирован по банковскому сектору, но при этом ежеквартальные страховые взносы являются одинаковыми для всех категорий банков. Необходимо предусмотреть, чтобы более «рискованные» кредитные организации активнее участвовали в формировании фонда и несли большую ответственность перед вкладчиками. Главная роль в организации этого процесса, бесспорно, должна отводиться Центральному банку России, который в силу своих контрольно-регулирующих полномочий легитимен определять порядок и условия функционирования системы страхования. Разработка критериев, предполагающих индивидуальный подход в вопросе формирования страхового фонда, может быть построена на использовании действующих законодательных норм. Одним из таких документов является Указание Центрального банка России №766-У от 31.03.2000 г. «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций», которое определяет порядок проведения классификации кредитных организаций по категориям, в зависимости от рисков в деятельности банка, оценки квалификации его менеджмента и способности адаптироваться к изменениям внешней среды.
Кроме того, оценка уровня принимаемых коммерческими банками рисков регламентируется рядом других нормативных документов Центрального банка России:
· положение от 24.09.1999 г. №89-П «О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков»;
· инструкция от 16.01.2004 г. №110-И «Об обязательных нормативах банков»;
· положение от 26.03.2004 г. №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»;
· положение от 09.07.2003 г. №232-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»;
· письмо от 23.06.2004 г. №70-Т «О типичных банковских рисках».
Осуществляя классификацию кредитных организаций на ежемесячной основе, Центральный банк РФ имеет представление об общем финансовом состоянии банковского сектора и, соответственно, определить устойчивость конкретного участника рынка ему не составит особого труда. По итогам анализа Центральный банк РФ мог бы предоставлять данную информацию Агентству, коллегиальный орган которого будет принимать решение о размере страховых взносов и доводить его до коммерческих банков. Последние, в свою очередь, обязаны перечислять средства в фонд гарантирования в соответствии с нормой закона. В результате обеспечится соотношение, при котором каждый платит в зависимости от своего финансового состояния
Полезная информация:
Участники рынка ценных бумаг
Для размещения венгерских ценных бумаг на иностранном рынке требуется разрешение ГНФК, которое выдается после представления соответствующих документов. Для открытого выпуска за границей венгерских акций ГНФК дает разрешение, если эмитент уже ввел какие-либо акции на БФБ, удовлетворил особые требова ...
Потребители услуг фондового рынка
Как правило, мелкое производство финансируется за счет собственных накоплений и капиталов собственников – владельцев производства и банковских кредитов. Крупное же акционерное производство финансирует свои капитальные затраты почти полностью за счет эмиссии акций и облигаций. Результатом является о ...
Индекс ПФТС
Индекс фондовой биржи ПФТС является важнейшим индикатором фондового рынка Украины. Дата 1 октября 1997 года является базовым периодом, с которого начинается расчёт индекса. На сегодняшний момент это единственный украинский фондовый индекс, который представлен в списках основных биржевых индексов ми ...