Роль Банка России в системе страхования вкладов физических лиц

Банковская система » Российский опыт страхования вкладов физических лиц » Роль Банка России в системе страхования вкладов физических лиц

Страница 1

Деятельность Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что, с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой - он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями [44, стр. 32].

Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, принимает необходимые меры по защите интересов вкладчиков.

Конституционные основы банковского права выполняют следующие определяющие функции:

1) программируют банковскую деятельность, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг;

2) устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами;

3) создают базу для единообразного банковского правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование и денежная эмиссия относятся к компетенции Российской Федерации [59, стр. 22].

Одной из актуальных задач является необходимость выработки индивидуального подхода к участию кредитных организаций в системе страхования, т.к. размер принимаемых рисков дифференцирован по банковскому сектору, но при этом ежеквартальные страховые взносы являются одинаковыми для всех категорий банков. Необходимо предусмотреть, чтобы более «рискованные» кредитные организации активнее участвовали в формировании фонда и несли большую ответственность перед вкладчиками. Главная роль в организации этого процесса, бесспорно, должна отводиться Центральному банку России, который в силу своих контрольно-регулирующих полномочий легитимен определять порядок и условия функционирования системы страхования. Разработка критериев, предполагающих индивидуальный подход в вопросе формирования страхового фонда, может быть построена на использовании действующих законодательных норм. Одним из таких документов является Указание Центрального банка России №766-У от 31.03.2000 г. «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций», которое определяет порядок проведения классификации кредитных организаций по категориям, в зависимости от рисков в деятельности банка, оценки квалификации его менеджмента и способности адаптироваться к изменениям внешней среды.

Кроме того, оценка уровня принимаемых коммерческими банками рисков регламентируется рядом других нормативных документов Центрального банка России:

· положение от 24.09.1999 г. №89-П «О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков»;

· инструкция от 16.01.2004 г. №110-И «Об обязательных нормативах банков»;

· положение от 26.03.2004 г. №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»;

· положение от 09.07.2003 г. №232-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери»;

· письмо от 23.06.2004 г. №70-Т «О типичных банковских рисках».

Осуществляя классификацию кредитных организаций на ежемесячной основе, Центральный банк РФ имеет представление об общем финансовом состоянии банковского сектора и, соответственно, определить устойчивость конкретного участника рынка ему не составит особого труда. По итогам анализа Центральный банк РФ мог бы предоставлять данную информацию Агентству, коллегиальный орган которого будет принимать решение о размере страховых взносов и доводить его до коммерческих банков. Последние, в свою очередь, обязаны перечислять средства в фонд гарантирования в соответствии с нормой закона. В результате обеспечится соотношение, при котором каждый платит в зависимости от своего финансового состояния

Страницы: 1 2


Полезная информация:

Проблемы и перспективы развития форм кредита в Казахстане
В целях дальнейшего развития банковского сектора, а также реализации целей и задач Концепции [13] развития финансового сектора, в области банковской деятельности были проведены следующие мероприятия. 1. В целях стимулирования малого бизнеса и микробизнеса к выходу из тени в рамках развития кредитны ...

Инвесторы
С эмитентами тесно взаимодействуют инвесторы – граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги от своего имени и за свой счет, с целью заставить свои средства работать и приносить доход [15]. Кроме того, инвесторы могут быть заинтересованы в получении определённых прав, гарантированных т ...

Сравнительный анализ кредитной политики ЗАО КБ «Пятигорск» и ОАО «Ставропольпромстройбанка»
Прежде чем говорить об эффективности методики оценки кредитоспособности клиента, необходимо оценить эффективность кредитной политики ЗАО КБ «Пятигорск». Для этого сравним кредитную политику изучаемого банка с кредитной политикой ОАО «Ставропольпромстройбанка». Банк ЗАО КБ «Пятигорск» начал свою дея ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru