Открытие и порядок ведения операций на текущих счетах банка

Банковская система » Учет операций на текущих счетах банка » Открытие и порядок ведения операций на текущих счетах банка

Страница 1

На сегодняшний день одним из распространенных видов банковских операций является операция по открытию и ведению (в том числе закрытию) банковских счетов физических и юридических лиц Республики Казахстан. Данный вид банковских операций осуществляется в строгом соответствии с общими правилами проведения банковских операций, установленных законодательством Республики Казахстан (законы «О банках и банковской деятельности в РК» от 31.08.1995 г., «О платежах и переводах денег» от 29.06.1998 г.), а также в соответствии с внутренними правилами, подлежащими утверждению советом директоров соответствующего банка.

Казахстанское законодательство не содержит количественных ограничений для открытия счетов в банках Республики Казахстан. Однако банковские счета должны быть доступны и прозрачны для контроля со стороны уполномоченных органов.

Текущий счет - счет, открываемый в учреждении банка предприятию или организации, имеющим собственные оборотные средства и самостоятельный баланс (или предпринимателям без образования юридического лица); предназначен для хранения денежных средств и проведения наличных и безналичных расчетов.

Процедура учета банковских счетов главным образом содержится в положениях Налогового кодекса Республики Казахстан, согласно которому предусмотрено, что банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций при открытии налогоплательщику банковских счетов обязаны учесть регистрационный номер налогоплательщика (РНН) с уведомлением налоговых органов об открытии налогоплательщику - юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю указанных счетов в течение трех рабочих дней (п. 1 ст. 526).

Для открытия банковского счета клиент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в обязательном порядке должен представить в банк Свидетельство налогоплательщика Республики Казахстан. Исключением являются сберегательные счета нерезидентов и корреспондентские счета иностранных банков-корреспондентов, для открытия которых не предусмотрена процедура регистрации в налоговых органах Республики Казахстан.

Банковский счет - счет, на котором аккумулируются поступления и изъятия денежных средств каждым клиентом банка. На банковском счете отражаются все финансовые операции клиента, поэтому он является также механизмом взаимоотношений банков с обслуживаемыми ими предприятиями, организациями и другими банками. Различают расчетный и текущий счета, контокоррентный, корреспондентский, валютный, ссудный, открытый.

Понятие «банковский счет» означает: «способ отражения договорных отношений между банком и клиентом по приему депозита (вклада) и совершению банком операций, связанных с осуществлением банковского обслуживания клиента, предусмотренного договором («банковский договор» - ст. 747 Гражданского кодекса РК), законодательством и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота». Иными словами, банковский счет - это счет, на который зачисляются и с которого могут расходоваться денежные средства физических и юридических лиц.

Вместе с тем действующая процедура и полный перечень документов, предоставляемых в банк для открытия, ведения и должного закрытия банковских счетов, изложены в специальных Правилах открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов в банках РК, принятых 2 июня 2000 г. постановлением Национального Банка РК за № 266.

Вкратце отметим, что для открытия банковских счетов для юридического лица и индивидуального предпринимателя предоставляются:

- копия документа, выданного органом налоговой службы, подтверждающего факт постановки клиента на регистрационный учет;

- документ с образцами оттиска и печати;

- копию статистической карточки (только в отношении юридического лица);

- копия Свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) в Министерстве юстиции.

Что касается граждан Республики Казахстан, желающих в частном порядке открыть банковский счет, для них предусмотрен достаточно простой перечень документов:

- документ с образцом печати;

- Свидетельство налогоплательщика о присвоении РНН;

- удостоверение личности.

На следующем этапе налоговые органы незамедлительно, не позднее следующего рабочего дня после получения банковского извещения об открытии счета, факсом или почтой направляют в банк-отправитель информационное письмо о получении извещения. До получения банками от налоговых органов информационного письма банки ограничены в проведении каких-либо операций по банковским счетам, что прямо оговорено в п. 2 ст. 526 Налогового кодекса РК.

Страницы: 1 2


Полезная информация:

Кредитные операции
Кредит - это ссудный капитал банка в денежной форме, который передается во временное пользование на условиях обеспеченности, возвращение, срочности, платности и целевого характера использования. Соответственно кредитные операции банков состоят в размещении банками от своего имени, на собственных ус ...

Функционирование рынка ценных бумаг
Российское законодательство не содержит понятия рынка ценных бумаг, единого его определения юридическая наука также не выработала. С правовой точки зрения рынок ценных бумаг - это совокупность правоотношений, в которых состоят его участники. При этом участниками рынка ценных бумаг являются эмитенты ...

Организационная структура и нормативно-правовая база
Группа KELER – системообразующая инфраструктурная организация рынка капитала и энергетического рынка Венгрии. KELER – Центральная клиринговая палата и депозитарий Венгрии (Central Clearing House and Depository Ltd.) – была образована в 1993 г. Учредителями стали Национальный банк Венгрии (50% акций ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru