С помощью экономического и административного воздействия в процессе проведения денежно-кредитной политики Центральный банк способствует укреплению и развитию экономики России. В этом заключается его основная задача, которую он решает путем:
Ø защиты и обеспечения устойчивости российской валюты — рубля, повышения его покупательной способности и стабильности курса по отношению к валютам других стран;
Ø развития и укрепления банковской системы России;
Ø обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платёжной системы.
Банк России подотчетен только Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации.
Председатель банка назначается Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более 3 сроков подряд.
Государственная Дума:
Ø направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
Ø рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
Ø рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
Ø принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;
Ø проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
Ø заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).
Банк России участвует в разработке экономической политики правительства. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства России, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.
Министр финансов и министр экономического развития и торговли Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей могут участвовать в заседаниях Совета директоров — высшего органа управления Банком — с правом совещательного голоса.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, и координируют свои действия, проводят регулярные взаимные консультации.
Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Центральный банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (РКЦ), вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, а также другие предприятия, организации и учреждения, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для успешной деятельности банков.
Национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации, являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. Они подчиняются Банку России и ему подотчетны. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются положением об этих учреждениях, утверждаемым Советом директоров.
Полезная информация:
Расчетные документы
Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа: · Распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средст ...
Формирование фонда
обязательного страхования вкладов
Основой системы страхования вкладов является фонд обязательного страхования вкладов. За отчетный год Фонд увеличился на 17,4 млрд руб. (28,2%) и по состоянию на 1 января 2009 г. составил 79,1 млрд руб. В течение года его основной рост происходил за счет страховых взносов банков (27,8 млрд руб.). Фа ...
Сходство и отличия социального страхования и социального обеспечения.
Преимущества каждого вида
Социальное страхование и социальное обеспечение в совокупности определяют место и главенствующую роль в системе управления социальными рисками. По ряду существенных признаков социальное страхование принципиально отличается от государственного социального обеспечения. Социальное страхование использу ...