Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:
· Распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
· Распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) ОК 011 – 93 (класс "Унифицированная система банковской документации"). Бланки расчетных документов изготавливаются в типографии или с использованием электронно-вычислительных машин. Допускается использование копий бланков расчетных документов, полученных на множительной технике, при условии, если копирование производится без искажений. Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть четкими. При заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления. Значения реквизитов должны читаться без затруднения.
Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:
1. наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011 – 93
2. номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки
3. вид платежа
4. наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)
5. наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета
6. наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)
7. наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код, номер корреспондентского счета или субсчета
8. назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается).
9. сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами
10. очередность платежа
11. вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории РФ
12. подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).
Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются. Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки. Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры должны быть заполнены идентично. Второй и последующий экземпляры расчетных документов могут быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или электронно-вычислительных машин.
Полезная информация:
Нормативно-правовая основа регулирования
банковского сектора по обслуживанию внешнеэкономической деятельности предприятий
Важное место в деятельности коммерческих банков принадлежит организации и осуществлению международных расчетов, операций с иностранной валютой и кассовому обслуживанию имеющейся у них клиентуры. Учитывая специфику совершения банковских операций в иностранной валюте, введены правила лицензирования о ...
Функции и обязанности персональных менеджеров
Основная цель деятельности персонального менеджера - развитие прочных долгосрочных отношений с VIР-клиентами, формирование спроса на банковские продукты и услуги, качественное обслуживание. Главной задачей персонального менеджера является формирование клиентской базы, соответствующей требованиям ба ...
Теоретические проблемы функционирования коммерческих банков
Развитие системы товарно-денежных отношений и включение в неё финансовых структур значительно увеличивает объём расчётно-платёжных отношений, способствует повышению спроса на кредитные ресурсы со стороны субъектов рынка, возникновению новых видов финансовых услуг, переоценки понимания роли банков в ...