Ключевую роль в организации и функционировании системы страхования вкладов играет Агентство по страхованию вкладов. Основные элементы его правового статуса состоят в следующем.
АСВ является государственной корпорацией – не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданной для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Поскольку АСВ – некоммерческая организация, получение прибыли не является основной целью его деятельности. Агентство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, если только это служит достижению цели, ради которой оно создано, и соответствует этой цели. Цель деятельности АСВ, прямо закрепленная в ч.1 ст.15 Законна о страховании вкладов, - обеспечение функционирования системы страхования вкладов.
АСВ в силу Закона о страховании вкладов наделено рядом государственно-властных полномочий, поэтому имеет право использовать на печати изображение Государственного герба РФ, хотя и не является органом государственной власти.
Агентство имеет счет в Банке России.
Местонахождение центральных органов Агентства – г. Москва.
АСВ может создавать филиалы и открывать представительства.
Имущество Агентства формируется за счет имущественного взноса РФ, который осуществляется путем передачи ему государственной корпорацией «Агентство по рескрутизации кредитных организаций» 3 млрд. руб[1]., страховых взносов, а также за счет доходов, получаемых Агентством от размещения денежных средств, средств от выпуска эмиссионных ценных бумаг и других законных поступлений.
Агентство не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Агентства, если иное не установлено федеральным законом.
АСВ обладает следующими полномочиями:
ü Организует учет банков (ведет реестр банков[2]);
ü Осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов;
ü Осуществляет мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам;
ü Имеет право обращаться в Банк России с предложением о применении к банкам мер ответственности, предусмотренных ст. 74 Законна о Банке России и нормативными актами Банка России;
ü Размещает и (или) инвестирует временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов;
ü Имеет право требовать о банков размещения информации о системе страхования вкладов и об участии в ней банка в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых обслуживаются вкладчики;
ü Определяет порядок расчета страховых взносов в соответствии со ст. 36 Законна о страховании вкладов;
ü Осуществляет иные полномочия, направленные на достижение поставленных перед Агентством целей.
Органами управления АСВ
являются совет директоров Агентства, правление Агентства и генеральный директор Агентства.
Высшим органом управления АСВ является совет директоров
, в который входят 13 членов – 7 представителей Правительства РФ, 5 представителей Банка России и генеральный директор Агентства. Председатель совета директоров избирается советом директоров Агентства по представлению Правительства РФ.
Совет директоров Агентства реализует следующие полномочия:
1. Утверждает предложения правления Агентства о прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в очередном году и направляет их в правительство РФ для включения в проект федерального законна о федеральном бюджете на очередной год;
2. Устанавливает ставку страховых взносов;
3. Определяет направления, условия и порядок размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств АСВ, а также предельный размер размещаемых и (или) инвестируемых денежных средств;
4. Принимает решение о наличии дефицита фонда обязательного страхования вкладов и направляет предложения о порядке его покрытия при наступлении страхового случая в Правительство РФ не позднее 5 дней со дня получения уведомления от правления Агентства;
5. Принимает решение о перечислении в федеральный бюджет полученных средств федерального бюджета после восстановления финансовой устойчивости фонда обязательно страхования вкладов;
Полезная информация:
Трансформационные процессы рыночной среды
Банковский рынок является одним из наиболее динамичных трансформируемых секторов экономики. Трансформационные процессы рыночной среды были обусловлены влиянием ряда факторов. Среди них наиболее значимыми являются: возникновение новых банковских технологий и других форм финансовых инноваций; процесс ...
Банк России
Банк России, как приемник Государственного банка Российской империи, Народного банка РСФСР, Государственного банка РСФСР и СССР, возник сразу как государственный банк. Государственный банк Российской империи возник в 1860 году по указу императора Александра II. Являлся банком краткосрочного коммерч ...
Основные факторы, влияющие на развитие банковской системы
На процесс развития банковской системы влияет совокупность факторов как внешних по отношению к банковской системе, так и внутренних. К внешним факторам следует отнести макрофакторы, или факторы среды. Эта группа факторов представляет собой вероятностную совокупность взаимоувязанных и взаимообусловл ...