Из теории рисков известно, что чем выше прибыльность, тем выше степень риска. Банк должен быть защищен от излишне рисковых операций.
Поэтому управление прибыльностью банка сводится к следующему:
- управление доходами банка;
- контроль за формированием прибыли;
- оценка уровня доходности и прибыли банка с количественных и качественных позиций;
- оценка рентабельности подразделений банка;
- оценка рентабельности «центров прибыли»;
- анализ рентабельности банковского продукта и услуг.
Коэффициенты для анализа прибыльности банка отображены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Коэффициенты анализа прибыльности
Обозначение |
Формула для расчета |
Р1 |
= чистая прибыль Активы банка |
Р2 |
= валовая прибыль активы банка |
Р3 |
= прибыль собственный капитал |
Р4 |
= прибыль уставной фонд |
Р5 |
=дивиденды на 1 акцию средняя цена 1 акцию |
Р6 |
= прибыль – чистый налог от сделок с ценными бумагами активы |
Р7 |
= прибыль – чистый налог от сделок с ценными бумагами собственный капитал |
Р8 |
Прибыль Активы – активы, не приносящие доход |
Сравнение Р1 и Р2 показывает степень влияния системы налогообложения банка на уровень доходности.
Р3 и Р4 показывают степень устойчивости данного уровня рентабельности банка, так как собственный капитал – наиболее устойчивая часть ресурсов, а уставный фонд – наиболее качественный элемент собственного капитала. Эти показатели интересуют в первую очередь клиентов банка.
Р5 характеризует норму прибыли на акцию, представляет интерес для акционеров.
Р6 и Р7 раскрывают информацию о доходности непосредственно кредитных сделок – ссудных операций.
Р8 показывает, каким был бы уровень рентабельности, если бы все активы банка были доходными.
Сопоставление Р1 и Р8 дает представление об имеющихся резервах роста прибыли посредством сокращения активов, не приносящих доход.
В общемировой практике важнейшими показателями доходности являются: спрэд и чистая процентная маржа.
Спрэд – разница между средним уровнем процента, полученного на активы, приносящие доход, и средним уровнем процента, выплаченного оп обязательствам банка.
Чистая процентная маржа – мера (степень) эффективности использования активов в зависимости от стоимости привлеченных банком ресурсов. Она определяется делением чистого процентного дохода на среднюю величину активов, приносящих доход.
В банковской практике не существует какого-то одного показателя, который бы характеризовал рентабельность работы коммерческого банка. Но в общеэкономическом смысле понятия рентабельности и прибыльности совпадают, поэтому фактически необходимо рассчитать показатель рентабельности банка.
Рентабельность характеризует уровень отдачи на 1 руб. вложенных средств, что применительно к коммерческому банку означает соотношение величины полученной прибыли и средств, внесенных акционерами (пайщиками) банка. Этот показатель абстрагирован от системы налогообложения коммерческих банков и может служить для межстранового сравнения эффективности деятельности коммерческих банков.
Для того, чтобы оценить эффективность деятельности коммерческого банка по сравнению с другими субъектами коммерческого банка по сравнению с другими субъектами экономики, целесообразно использовать такой показатель, как отношение чистой прибыли к размеру оплаченного уставного фонда коммерческого банка. Он характеризует эффективность и целесообразность вложений средств в тот или иной банк, степень «отдачи» уставного фонда.
Полезная информация:
Основные задачи, функции и организационная структура ФОМС
Роль федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства раскрывается через его функции. Основными задачами Федерального фонда ОМС являются: - финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую ...
Понятие личного страхования и договора личного страхования.
Виды договора личного страхования
Личное страхование - отношения по защите личных интересов физических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Соответственно под договором личного страхования в соответствии со ст.934 ...
Формирование базы VIP-клиентов
Для организации и осуществления эффективного VIP обслуживания необходимо формирование соответствующей клиентской базы VIP-зоны. Для этого необходимо знание самого определения VIP - клиента. Выявление VIP - клиентов осуществляется каждым Отделением Сбербанка России самостоятельно с учетом рекомендуе ...