Банковская природа деятельности кредитных кооперативов

Банковская система » Кредитные кооперативы » Банковская природа деятельности кредитных кооперативов

Страница 2

Не был учтен данный запрет и в проекте федерального закона N 70443-3 "О кредитной кооперации", разработанном Минсельхозом России совместно с Минэкономразвития России, МАП России, Минфином России и Минюстом России и принятом 24 апреля 2002 г. Государственной Думой в первом чтении.

Очевидная неточность в терминологии нередко приводит к тому, что деятельность кредитных кооперативов зачастую ассоциируется у населения с деятельностью кредитных организаций, что недопустимо в контексте норм Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"[12], в соответствии с которым только кредитными организациями гарантируется возврат привлеченных вкладов граждан посредством их страхования. Между тем кредитные кооперативы, применяя в своих целях сходную терминологию и пользуясь юридической неграмотностью граждан, нередко вводят их в заблуждение относительно обеспечения возвратности привлеченных от населения денежных средств путем страхования, что вряд ли способствует защите прав и законных интересов граждан. Так, в частности, один из кредитных кооперативов города Новосибирска объявлял привлечение "застрахованных" вкладов под 28% годовых[13].

Тем не менее, в настоящее время на одном сегменте рынка предоставления финансовых услуг параллельно действуют две группы организаций, сходных между собой как по роду осуществляемых операций, так и по участникам этих операций (население). С одной стороны, это кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, размещение указанных средств от своего имени на условиях возвратности, платности, срочности (кредитование), с другой - финансовые посредники в форме кредитных кооперативов, которые создаются для кредитования и сбережения денежных средств членов таких кооперативов и деятельность которых не лицензируется и фактически не регулируется государством. Так, в соответствии со ст. 27 Закона о кредитных кооперативах граждан и п. 13 ст. 40.1 Закона о кооперации государственное регулирование деятельности кредитных кооперативов и их союзов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем до настоящего времени такой уполномоченный орган нормативно не определен, и соответственно не разработаны нормативные правовые акты, регулирующие деятельность данных кооперативов.

Необходимость и полезность кредитных кооперативов не подлежит сомнению, однако, учитывая, что кредитные организации и кредитные кооперативы работают в одной и той же нише, с одной и той же категорией клиентов - населением, полагаем, что регулирование деятельности кредитных кооперативов должно осуществляться в рамках единой банковской системы при условии обязательного лицензирования и правового регулирования как банковским, так и специальным кооперативным законодательством.

Такая необходимость вызвана и тем, что операции по кредитованию и сбережению денежных средств, осуществляемые кредитными кооперативами, оказались вне государственного контроля, вне рамок законодательства, обеспечивающего финансовую безопасность государства, и вне комплекса мероприятий по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем. Так, в соответствии с нормами Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"[14] обязательному контролю подлежат операции по предоставлению или получению кредита (займа), если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 тыс. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб., или превышает ее. В то же время кредитные кооперативы не включены Законом о противодействии легализации в перечень организаций, выявляющих операции, подлежащие обязательному контролю. Таким образом, риск отмывания денег и финансирования терроризма повышается в случае осyществления вне банковской системы большого объема операций по предоставлению кредитными кооперативами кредитов (займов) или их получению членами кредитных кооперативов, при этом контрольные органы не имеют никакого представления о совершении таких операций.

Из изложенного видно, что по своему юридическому содержанию кредитные кооперативы имеют банковскую природу.

Страницы: 1 2 


Полезная информация:

Определения и формы инвестиционной деятельности коммерческих банков
Обычно под инвестициями понимаются долгосрочные вложения капитала в какое-либо предприятие, дело, проект. В банковской деятельности к этому понятию относят любые долгосрочные вложения банковских средств. К инвестиционной деятельности, к примеру, помимо вложений в ценные бумаги зачастую относят и кр ...

Инвестиционные институты
Поскольку эмитенты и инвесторы, как правило, не работают профессионально на фондовом рынке, они испытывают потребность в услугах профессионального оформления своей деятельности. Участники, предоставляющие такие услуги на рынке ценных бумаг, называются профессиональными участниками рынка ценных бума ...

Формирование фонда обязательного страхования вкладов
Основой системы страхования вкладов является фонд обязательного страхования вкладов. За отчетный год Фонд увеличился на 17,4 млрд руб. (28,2%) и по состоянию на 1 января 2009 г. составил 79,1 млрд руб. В течение года его основной рост происходил за счет страховых взносов банков (27,8 млрд руб.). Фа ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru