Здравоохранение относится к социальным системам, регулирование деятельности которых осуществляется на межсекторальном уровне, т.е. деятельность субъектов системы зависит от политики различных министерств и ведомств[1]. Многообразие субъектов, объектов и форм деятельности - характерная особенность здравоохранения. Можно выделить три типа медицинских учреждений, действующих в РФ (табл.1).
Таблица 1
Типы медицинских учреждений России[2]
Наименование типа учреждения |
Характеристика типа |
Государственные |
Финансирование и управление учреждениями осуществляется государством. Услуги населению оказываются либо бесплатно, либо за плату, которая обычно не превышает себестоимости услуг. Последние могут продаваться и по рыночным ценам, но только в случае принятия соответствующего коллективного решения. Характерные черты: - подотчетны в своих действиях как законодательным и исполнительным органам власти, так и обществу в целом, они находятся под постоянным пристальным вниманием общественности и средств массовой информации; - осуществляют единообразный подход к клиентам, необходимость которого определяется концепцией равных прав граждан на охрану здоровья; - придерживаются на регулярной основе определенных процедур, закрепленных соответствующими законами и иными нормативными актами. |
Частные |
Организации финансируются не государством, а учредителями (физическими и/или юридическими лицами). Характерные черты: - управление имеет большую гибкость, - принятие управленческих решений диктуется прежде всего экономическими параметрами, проявляется особая чувствительность к затратам, т.е. в частных организациях строго соблюдается принцип прямой взаимосвязи между доходами и расходами, лучше удовлетворяют индивидуальные запросы населения на более высоком технологическом уровне, обеспечивая высокое качество обслуживания. |
Некоммерческие |
Характерные черты: - функционирование на основе принципа добровольности, то есть они возникают как результат намерения их учредителей заняться на некоммерческой основе определенной деятельностью для решения той или иной социальной проблемы. - создание осуществляется по решению учредителей, без какого-либо вмешательства со стороны государственных или иных структур. - не ставят своей целью извлечение прибыли и ее распределение между участниками, полученные доходы могут быть использованы исключительно в интересах развития организации и достижения поставленных ею целей. - Особенности некоммерческих организаций отражаются и в формах управления ими, в частности, в методах их взаимодействия с государством и частным сектором, во взаимоотношениях между учредителями и управленческим персоналом, в организации труда добровольцев и т.д. |
Государственные медицинские учреждения в течение долгих лет доминировали в здравоохранении России, через них государство, имевшее монополию в социальной сфере, осуществляло политику в области охраны здоровья граждан. Главная цель политики в области охраны здоровья в советский период состояла в том, чтобы обеспечить равный доступ всех категорий населения к медицинским услугам. Основными характеристиками сложившейся модели являлись: охват всего населения страны; предоставление полного набора медицинских услуг; отсутствие для населения финансовых ограничений доступа к услугам здравоохранения; наличие целостной системы медицинских учреждений, обеспечивавшей преемственность в лечении, включая профилактику и реабилитацию; высокий уровень квалификации кадров и высокое качество медицинского образования[3]. Для воплощения в жизнь этих задач в стране была сформирована государственная система здравоохранения, в рамках которой медицинские услуги оказывались населению бесплатно государственными медицинскими учреждениями.
Полезная информация:
Исследование динамики развития
операций коммерческих банков с золотом
Началу периода активного развития операций коммерческих банков с золотом послужил Федеральный Закон РФ от 9.10.92 г. N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле», которым алмазы и золото выводятся из-под валютного регулирования, перестают быть валютными ценностями – как это и принято во ...
Понятие и сущность расчетно-кассового обслуживания
клиентов
Действующее законодательство наделило кредитные организации специальной правоспособностью, позволяющей им предоставлять своим клиентам банковские услуги. Наиболее распространенными услугами, предоставляемыми кредитными организациями, являются расчетно-кассовое обслуживание клиентов, а также услуги ...
Современное состояние капитализации российской банковской
системы
банковский капитал экономический Успешное решение задачи повышения темпов экономического роста и увеличения инвестиций во многом зависит от эффективной работы банковской системы. Собственные средства (капитал) действующих кредитных организаций на 1.01.2010 достигли 4620,6 млрд. рублей. Темп прирост ...