Проблемы финансирования здравоохранения

Банковская система » Механизм страхования » Проблемы финансирования здравоохранения

Страница 1

Ключевые экономические проблемы российской системы здравоохранения на сегодняшний день состоят в следующем[32]: разрыв между государственными гарантиями бесплатного предоставления медицинской помощи населению и их финансовое обеспечение. Гарантии декларативные, денежных средств не хватает полностью для того, чтобы их обеспечить. Незавершенность введения страховой системы финансирования здравоохранения, эклектичность сочетания элементов старой и новой систем финансирования. Отсутствие стимулов к эффективному использованию ресурсов.

Введение ОМС позволило сформировать стабильный источник финансирования медицинских учреждений, снизить напряженность с оплатой труда медицинского персонала и, в конченом итоге, сохранить здравоохранение как целостную отрасль. При этом на минимальном уровне сохранилась доступность бесплатной медицинской помощи населению. Однако в системе ОМС существует много проблем:

- появление значительного числа различных моделей территориальных систем медицинского страхования, что не позволяет проводить унифицированную политику по развитию страхового принципа в РФ;

- средства фондов ОМС начали использоваться вместо бюджетных;

- не применяется подушевой принцип финансового обеспечения медпомощи при расчете с лечебно-профилактическими учреждениями, что не способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов здравоохранения;

- несмотря на увеличение федерального норматива платежей на ОМС неработающего населения, сохраняется разрыв между реальными затратами на медицинские услуги и постоянно растущей их стоимостью.

- медленными темпами идет разработка федеральных стандартов медицинской помощи и услуг, а также дифференцированных тарифов;

- не создана система оплаты труда медработников на принципе оценки конечных результатов их работы[33].

Финансирование государством здравоохранения уменьшилось в реальном выражении за 90-е годы на треть. В 2002-2004гг. финансирование стало увеличиваться, но все равно еще не достигло уровня 1991 года.

Рис.3. Структура финансирования здравоохранения РФ в 2003 году[34]

Процесс введения ОМС был непоследовательным и фрагментарным. В результате получилось эклектичное сочетание элементов старой, бюджетной и новой, страховой систем финансирования здравоохранения. Эклектичность системы доказывается структурой государственных расходов (рис.3)

Бюджеты субъектов РФ – это средства, которые идут напрямую в медицинские учреждения регионального и муниципального уровня. К платежам работодателей на ОМС относится социальный налог, который составляет 23% от государственных средств. Взносы на ОМС неработающих - всего 13%, данные средства также идут из бюджетов субъектов РФ[35]. Таким образом, вместе со взносами неработающих и бюджетным финансированием, всего субъекты РФ тратят 67% денежных средств. Внедрение системы ОМС на территории России с самого начала происходило неравномерно, с большими отступлениями от принятой законодательными документами модели.

В ряде территорий низкий уровень финансового покрытия программ ОМС не позволил говорить о внедрении системы в полном объеме. В связи с невозможностью оплаты стоимости медицинских услуг по всем статьям расходов расчеты с лечебно-профилактическими учреждениями за выполненные ими объемы услуг стали производиться только по отдельным статьям.

Проявились существенные различия в подушевых нормативах территориальных программ ОМС. Отклонения от норматива по Базовой программе ОМС как в одну, так и в другую сторону составили 3-4 раза и более[36].

Подавляющее число регионов не сумело обеспечить финансирование гарантированного Законом минимального объема бесплатных медицинских услуг, определенного Базовой программой ОМС. Поэтому часть медицинских услуг, предусмотренной этой программой, и услуги повышенного качества стали переноситься в сферу платной медицины.

Поскольку в сфере платных услуг начали действовать договорные цены, то пациенты, не обладая информацией о требуемой ему медицинской помощи и реальной стоимости медицинского обслуживания, попадают в полную зависимость от медицинских работников. Уровень и объем медицинского обслуживания стал зависеть от платежеспособности пациентов.

Страницы: 1 2


Полезная информация:

Правосубъектность ЦБ РФ в сфере организации наличного денежного обращения
Правосубъектность Ванна России в сфере организации наличного денежного обращения определяется Конституцией РФ и федеральными законами. В соответствии с п. 1 ст. 75 Конституции РФ осуществление денежной эмиссии в Российской Федерации является исключительной компетенцией Банка России. Эмиссионная фун ...

Правовое содержание ипотечных отношений в РФ
Одним из наиболее действенных способов, побуждающих заемщика выполнить обязательства по кредитному договору, является залог. Под залогом в гражданском праве понимается право кредитора (залогодержателя) получать возмещение из стоимости заложенного имущества приоритетно перед другими кредиторами (ст. ...

Сущность, функции и значение перестрахования
Перестрахование - страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика). Страховщики, принявшие обязательства в объемах, превышающих возможности их исполнен ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru