Поэтому необходима постоянная система наблюдения за качеством банковской деятельности, построенная с учетом опыта других стран и с ориентацией на текущие потребности развития отечественной банковской системы.
Для решения этой задачи возможно введение системы дифференциации взносов банков в страховой фонд. В основу этой системы заложены два основных принципа:
1) учет рискованности деятельности банков;
2) стимулирование формирования банками длительной ресурсной базы [15, стр. 144].
Другой проблемой современной банковской системы России, особенно в кризисный период, является краткосрочная ресурсная база коммерческих банков, которая осложняет взаимоотношения с реальным сектором экономики, предъявляющим спрос на длительные кредиты, и создает сложности в банковском менеджменте в связи с поиском дополнительных ресурсов.
Российские коммерческие банки используют различные формы привлечения денежных средств. Основным источником их формирования выступают депозиты. Среди депозитных источников преобладающее значение имеют вклады физических лиц.
Таким образом, можно сказать, что создаваемая в России система страхования вкладов – это своеобразный синтез американской и европейских систем страхования вкладов, трансформированных с учетом особенностей российской кредитной системы и национального менталитета. В ее основу легли три основных принципа, позаимствованных у американской и европейских систем: обязательность участия банков, накопительный порядок формирования резервов за счет взносов банков и ограничительный характер выплат возмещения.
В то же время отдельные аспекты систем страхования вкладов, широко используемые зарубежными странами, не получили распространения в России, что обусловлено спецификой задач, стоящих перед российской системой страхования вкладов в настоящий момент. Например, при создании системы страхования вкладов в России во внимание принимались особенности структуры российской кредитной системы, наличие кредитной организации, лидирующей на рынке сбережений физических лиц – Сбербанка России.
С учетом этого момента был адаптирован опыт США, то есть, исключен этап создания специального органа страхования вкладов сберегательных банков, который имел место в этой стране. Отдельные элементы немецкого опыта, например, наличие независимых фондов страхования вкладов, для российских условий также явились
неприемлемыми из-за таких обстоятельств, как преобладание конкуренции взаимопомощью.
В итоге можно сказать, что отечественные экономисты делают правильный шаг при создании системы страхования вкладов, ориентируясь на опыт зарубежных стран. Сейчас у нашей страны есть хорошая возможность создать стабильную и эффективную систему страхования без метода проб и ошибок, а воспользоваться уже имеющимися теорией и практикой зарубежных стран.
Полезная информация:
Нормативно-правовые основы организации личного
страхования
Страхование представляет собой систему отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц путем формирования за счет уплачиваемых ими взносов страховых фондов, предназначенных для возмещения убытков и выплаты страховых сумм участвующим в страховании лицам при наступлении страх ...
Порядок финансирования социального страхования
Особого внимания заслуживает порядок финансирования услуг системы социального страхования. Здесь могут быть два варианта: во-первых, за счет выделения средств из бюджета, во-вторых, за счет специальных взносов (из зарплаты граждан или за счет отчислений предприятий-нанимателей). § В пользу финансир ...
Структура страховой компании
В условиях рыночной экономики страховые организации любых форм собственности определяют самостоятельно свою организационную структуру, порядок оплаты и стимулирования труда работников. Тем не менее, в страховой деятельности используют две категории работников: - квалифицированных штатных специалист ...