Результаты аналитических исследований свидетельствуют о том, что в целом российская система страхования вкладов по большинству ее параметров соответствует лучшей мировой практике. Цели, которые поставлены перед системой страхования вкладов, а именно – защита прав и законных интересов вкладчиков и стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации - являются вполне реалистичными.
Отказ от автоматического включения всех банков, привлекающих средства населения, в систему страхования вкладов и установление процедуры допуска в систему, предусматривающей, в том числе, проведение проверок банков Банком России на предмет выполнения ими законодательно установленных критериев членства, лежат в русле международного опыта, рекомендованного к распространению [41, стр. 52].
В то же время нельзя не признать и наличие определенных пока не до конца решенных проблем как в законодательстве, так и во взаимодействии между Агентством по страхованию вкладов и Банком России. Как показывает практика, большое число банков, конкурсным управляющим которых суд назначает Агентство, имеют отрицательный капитал, высокую долю неликвидных активов, занимались в течение достаточно продолжительного времени до отзыва лицензии сомнительными или противоправными операциями. Это может служить основанием для сомнений в эффективности существующих в настоящее время механизмов воздействия со стороны надзорного органа на проблемные банки.
В качестве практики, заслуживающей распространения, рекомендуется обеспечить возможность получения Агентством доступа к надзорной информации, особенно в отношении проблемных банков, о применяемых к банкам мерах воздействия, направленных на их санацию, а также о предстоящем отзыве у банков лицензий или введении моратория на удовлетворение требований кредиторов. То, что наличие у страховщика депозитов доступа к надзорной информации способствует укреплению стабильности банковской системы, доказано результатами эмпирического анализа, проведенного Мировым Банком.
Действующий закон, формулируя цели системы, исходит скорее из краткосрочной либо среднесрочной перспективы, не ставя реально стратегических целей, что определяет и сформулированные пути достижения поставленных целей. Если сравнивать цели, которые обычно ставятся перед системами страхования депозитов, с провозглашенными в российском законе о страховании вкладов, то мы не увидим в нашем законе упоминания таких целей как содействие стабильности национальной финансовой системы или создание равных конкурентных условий для всех участников рынка.
Постановка цели обеспечения стабильности финансовой системы страны в долгосрочном аспекте предполагает выработку комплексной программы мер, направленных на поддержание и укрепление этой стабильности, а также плана совместных действий правительства, кредитора последней инстанции, надзорного органа и страховщика депозитов по предотвращению кризисов или их преодолению [39, стр. 14].
Если исходить из целей повышения стабильности национальной финансовой системы и создания равных конкурентных условий для участников рынка, возникает вопрос о распространении в перспективе членства в системе страхования вкладов на финансовые организации небанковского сектора, что сделано в ряде стран Европы и Азии. Естественно, условием этого должно являться обеспечение эффективного надзора за их деятельностью и своевременного устранения с рынка неплатежеспособных и проблемных организаций.
Полезная информация:
Факторинг
Следующим перспективным видом непрямого банковского кредитования является факторинг (согласно гл. 43 ГК РФ правильнее использовать термин - финансирование под уступку денежного требования). Факторинг - это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях от ...
Выводы
Использование банковских карт как инструмента безналичных платежей имеет для клиентов банка целый ряд достоинств по сравнению с другими способами расчётов: удобство в использовании карточного счёта, защищённость средств, хранящихся на нём (особенно на смарт-карте), быстрота совершения расчётных опе ...
Нормативная база регулирования рынка ценных бумаг Венгрии
Фондовый рынок Венгрии является старейшим из всех восточноевропейских стран, который регулируется двумя Законами: Законом о компаниях, принятым в 1988 году; Законом об открытой эмиссии ценных бумаг и фондовой бирже, принятым в феврале 1990 года. Как раз таки последний был использован в качестве нор ...