Валютно-финансовая система

Банковская система » Рынок ценных бумаг Венгрии » Валютно-финансовая система

Страница 1

В настоящее время глубоко нарушенная валютно-финансовая сбалансированность является для Венгрии одной из наиболее тяжелых проблем. Главным источником поддержания финансового равновесия страны фактически продолжает оставаться ограничение внутреннего использования ВВП на потребление и накопление по сравнению с его производством. Так, по итогам 2010 г. соответствующий разрыв динамики составил около 3,2 процентных пункта, в 2011 г. – примерно 1,6, в 2012 г. – порядка 1 процентных пункта.

На деле это означает крупномасштабный отток из страны финансовых ресурсов. В результате подрываются возможности экономического роста. Причем, несмотря на существенное улучшение торгового и платежного балансов, финансовая система Венгрии демонстрирует по-прежнему значительную неустойчивость.

Одним из главных факторов охарактеризованной выше ситуации является почти неуклонный рост в стране за последние десятилетия внешней задолженности. На конец 2012 г. совокупный объем государственной задолженности Венгрии по отношению к ВВП составлял более 78% (согласно маастрихтским критериям, верхний допустимый предел – 60%). Страна занимает в Европейском союзе по этому показателю десятое место. Дополнительным элементом риска является то, что держателями свыше половины эмитированных венгерским государством ценных бумаг выступают иностранные юридические и физические лица.

По официальным данным, задолженность Венгрии в течение 2012 г. несколько снизилась. Так, объем государственной задолженности брутто уменьшился примерно со 110 млрд. евро до 98,5 млрд. евро. Чистая государственная задолженность одновременно сократилась с 49,6 до 45,2 млрд. евро. Совокупная задолженность брутто, включающая задолженность государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, равнялась на конец 2012 г. приблизительно 135 млрд. евро. Расходы на обслуживание внешней задолженности по отношению к экспорту достигали около 30%.

В стране продолжают действовать частично скорректированная среднесрочная программу экономического развития (т.н. план Кальмана Селла) и базирующаяся на ней программа конвергенции. Этими документами задача улучшения валютно-финансового равновесия фактически определена на перспективу как главный приоритет.

Согласно названному плану, уровень задолженности брутто по отношению к валовому внутреннему продукту в 2015 г. изначально предполагалось уменьшить до 64%. В интересах этого предусматривалось, в том числе, сохранить позитивное сальдо внешней торговли (на уровне 7,2–8% к ВВП), обеспечить удержание положительного сальдо текущего платежного баланса (2,4–2,8% к ВВП), снизить дефицит государственного бюджета (до –1,5% к ВВП), обеспечить чистый приток зарубежных инвестиций (на уровне 1–2% к ВВП) и т.д.

Однако реализация программы столкнулась с немалыми трудностями. В данной ситуации венгерское руководство начало все шире использовать «неортодоксальные» методы решения намеченных задач. Одним из примеров является национализация средств частных фондов обязательного пенсионного страхования на сумму порядка 14 млрд. долларов (около 9,5% к ВВП). За счет этого удалось к концу 2011 г. добиться «на бумаге» значительного профицита госбюджета. Кроме того, было продлено действие введенных еще ранее антикризисных налогов на финансовые институты, основные энергетические и телекоммуникационные предприятия, а также крупные торговые сети (совокупный объем налогов – порядка 1,4% к ВВП).

Наряду с этим, были осуществлены меры, позволяющие венгерским гражданам досрочно погашать накопленную валютную задолженность со значительным дисконтом. Обеспечение дисконта при этом было возложено на коммерческие банки. Указанные выше и некоторые другие шаги имели своим «побочным» эффектом нарастающее снижение доверия к экономической политике ВР со стороны населения, зарубежных инвесторов и ведущих международных организаций.

Целый ряд крупных транснациональных корпораций обратился с жалобами в Еврокомиссию по поводу установления венгерским правительством антикризисных налогов, а также льготного погашения валютных кредитов граждан за счет коммерческих банков. В совокупности, это привело к увеличивающемуся за последнее время оттоку из Венгрии иностранного капитала.

Согласно данным Венского института международных экономических исследований, приток капиталовложений в Венгрии неуклонно снижался после достижения в 2008 г. отметки почти 5 млрд. евро, составив в 2009 г. около 1,5 млрд. евро, а в 2010 г. – лишь порядка 0,6 млрд. евро. Одновременно с этим отток капиталов из страны равнялся в 2008 г. примерно 2,1 млрд. евро, в 2009 г. – 1,7 млрд. евро, в 2010 г. – 0,8 млрд. евро, в 2011 г. – порядка 1,8 млрд. евро. По данным ВНБ, только за январь-сентябрь 2012 г. иностранные банки вывели из Венгрии около 12 млрд. долларов. Объем прямых зарубежных инвестиций сократился на 0,5 млрд. долларов. Чистый отток капитала оценивается в размере 4 млрд. долларов. Золотовалютные резервы Венгерского Национального Банка в течение 2012 г. уменьшились с 48 до 44 млрд. долларов. Ведущие международные агентства сохраняли кредитный рейтинг Венгрии на «мусорном» уровне. Ряд крупных иностранных фирм целиком свернул деятельность на территории страны.

Страницы: 1 2


Полезная информация:

Сходство и отличия социального страхования и социального обеспечения. Преимущества каждого вида
Социальное страхование и социальное обеспечение в совокупности определяют место и главенствующую роль в системе управления социальными рисками. По ряду существенных признаков социальное страхование принципиально отличается от государственного социального обеспечения. Социальное страхование использу ...

Основные функции и операции Центрального банка Российской Федерации
Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком страны. Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Он подотчетен Государственной Думе[5]. Деятельность Банка России регламентируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным за ...

Кредитная политика как основной инструмент достижения стратегических целей коммерческого банка
Кредитная политика коммерческого банка представляет собой систему денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения определенных финансовых результатов, и является одним из элементов банковской политики.[1] На первом этапе реализации кредитной политики происходит оценка макроэкономиче ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru