Одной из причин такого положения до недавнего времени являлось затягивание венгерским руководством переговоров с Международным Валютным Фондом и Евросоюзом о предоставлении нового кредита. Правительство страны настаивало на выделении стабилизационной кредитной линии (flexible или precautionary credit line), тогда как руководство МВФ выражало готовность вести переговоры лишь о стандартном кредите (stand-by arrangement).
Отсутствие договоренности, по мнению экспертов, обходится Венгрии в 0,4–0,6 млрд. долларов ежегодно. Тем не менее, венгерская сторона объявила в начале 2013 г. о прекращении переговоров с МВФ о новом кредите и декларировала свое намерение рефинансировать свою задолженность на открытых финансовых рынках.
Дополнительно усугубляет ситуацию массовая задолженность венгерского населения по кредитам в иностранной валюте. На конец 2012 г. общая сумма обязательств граждан Венгрии по кредитам равнялась 11,3 трлн. форинтов (около 36,5 млрд. евро, т.е. порядка 38% к ВВП). В том числе, займы в иностранной валюте составили 62% указанной суммы. С 2009 г. погашение данных кредитов начало превышать объем новых валютных займов физическим лицам. Абсолютные размеры «чистого» погашения кредитов в иностранной валюте населением превысили к настоящему времени 5 млрд. евро (около 23% стоимости кредитов). Вместе с тем, по причине данных выплат дополнительно сократилось потребление основной массы венгерского населения. Кроме того, указанные процессы стали еще одним фактором ускорения инфляции.
Существенно ухудшилось за последнее время и финансовое положение венгерских предприятий. Одним из косвенных признаков этого является растущее число банкротств. Так, в 2010 г. ежедневно инициировалось 33 процедуры ликвидации предприятий, в 2011 г. – 42, в 2012 г. – 51 процедура.
Главные причины: усиливающееся падение спроса на внутреннем и внешнем рынках, возрастание трудностей с получением кредитов и их удорожание, сохраняющееся высокое налоговое бремя. Объем кредитования предприятий снизился почти на 8%. Согласно экспертным оценкам, административная нагрузка на коммерческий сектор Венгрии более чем в три раза превышает средний по Евросоюзу уровень. Согласно результатам анализа специализированных международных организаций, к настоящему времени Венгрия занимает по уровню конкурентоспособности примерно 47-е – 51-е место в мире.
За последнее десятилетие рейтинг конкурентоспособности Венгрии падал. Большинство соседних государств Центрально-Восточной Европы по данным показателям сегодня ее опережают, хотя раньше положение было обратным. Для большинства венгерских предприятий в такой обстановке главной задачей стало не увеличение производства, а элементарное выживание.
Значительно обострились также за последнее время финансовые проблемы венгерских органов местного самоуправления. К концу 2011 г. на грани банкротства оказалась уже более половины областей. Согласно проводившимся венгерской Государственной счетной палаты обследованиям, за 2010–2012 гг. совокупная валовая задолженность органов местного самоуправления увеличилась в Венгрии примерно в три раза (с 1,6% до 4,5% к ВВП).
В этой обстановке правительство страны приняло кардинальное решение, взяв на себя финансовые обязательства попавших в особенно тяжелую ситуацию органов местного самоуправления, а также значительной части медицинских и учебных заведений.
Несмотря на указанные выше негативные тенденции, общее финансовое положение Венгрии к концу 2012 г. по ряду важных показателей в целом улучшилось. Так, дефицит государственного бюджета к ВВП по итогам года официально удалось снизить до 2,7%. Отношение государственной задолженности брутто к ВВП уменьшилось с 81% до 78%. Котировки венгерских CDS на лондонском валютном рынке за год упали с 700 до 285 пунктов. Процентные ставки по государственным облигациям Венгрии снизились до 5–6%.
Тем не менее, большинство экспертов по-прежнему характеризует финансовое положение Венгрии как относительно неустойчивое. Об этом свидетельствуют также оценки ОЭСР, Европейского союза, МВФ и ведущих международных рейтинговых агентств. Дополнительным подтверждением таких оценок явилось новое значительное ослабление в марте 2013 г. курса венгерского форинта.
Полезная информация:
Социально-экономическая сущность страхования
Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом «страх». Рискованный характер общественного пр ...
Роль Центрального банка в денежно-кредитном регулировании экономики
Денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства и представляет собой совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране. С помощью этих ...
История национальной денежно-кредитной политики Республики Беларусь
Национальный банк Республики Беларусь ежегодно разрабатывает Основные направления Денежно-кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования на очередной год. Они должны как обеспечить согласованность всех подсекторов денежно-кредитной системы, ...