Основы организации безналичных расчетов

Страница 2

• место платежа (банк выступал организатором и контролером безналичных расчетов);

• время платежа после отгрузки продукции или оказания услуг, что означало запрет перечисления авансов и предоставления коммерческого кредита;

• необходимость акцепта плательщика на оплату документа;

• источник платежа, в качестве которого могли быть использованы либо собственные средства покупателя, либо банковский кредит при наличии права на его получение;

• форму безналичных расчетов, сфера использования каждой из которых была заранее предопределена.

Все безналичные расчеты осуществлялись на основе платежных документов, имевших хождение только во внутрибанковском обороте. Перечисленные принципы организации безналичных расчетов не учитывали требования платежеспособности и кредитоспособности покупателя, возможность использования в практике других разнообразных и более гибких форм расчетов и способов платежа, а также отрицательное влияние нарушения календарной очередности платежей на ликвидность балансов участников расчетов.

Развитие рыночных отношений в нашей стране обусловило изменение основ системы безналичных расчетов, в том числе и принципов их организации. Основополагающим принципом организации безналичных расчетов является правовой режим осуществления расчетов и платежей. Необходимость его соблюдения обусловлена ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость их регулирования. Базой последнего служит комплекс законодательных и подзаконных актов, нормативных документов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов в стране. В настоящее время основными документами, регулирующими безналичный оборот в РФ, являются: Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации»; Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации», а также другие нормативные акты тех государственных учреждений, на которые действующим законодательством возложена функция организации расчетов. Поскольку центром по организации системы расчетов является Банк России, на него возлагается обязанность разработки правил и форм осуществления расчетов. Порядок проведения в нашей стране безналичных расчетов регламентируется в настоящее время Положением о безналичных расчетах от 12 апреля 2001 г. № 2-П.

Данное положение регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте Российской Федерации и на ее территории и не затрагивает сферу безналичных расчетов с участием физических лиц. В соответствии с этим Положением и другими правовыми актами организацию и бесперебойность расчетов в нашей стране обеспечивает соблюдение следующих принципов:

1) требование платежа должно выставляться перед отгрузкой товара или после нее, дабы не допускать задержку платежей в хозяйстве;

2) платежи со счетов клиентов банка производятся только с их согласия, что должно препятствовать доступу банка к средствам клиентов;

3) предприятия по своему усмотрению или по договору между поставщиком и покупателем могут выбирать формы расчетов и виды платежа.

Страницы: 1 2 3 4


Полезная информация:

Анализ процессов формирования и развития банковской системы
В течение периода рыночных реформ, то есть с начала 90-х годов, в России сформировалась новая банковская система, построенная на основе разгосударствления и развития кредитных институтов различных форм собственности. Срок функционирования современной банковской системы России составляет не более 15 ...

Кредиты малому бизнесу: обзоры
С развитием кредитования малого бизнеса в России появилось много банков, предлагающих кредиты малому бизнесу. Предпринимателю, желающему получить кредит для бизнеса, зачастую тяжело сделать взвешенный выбор в пользу того или иного банка. Для того, чтобы осмысленно подойти к проблеме выбора банка и ...

Понятие ликвидности банка, методы ее оценки и регулирования
В своей повседневной деятельности коммерческий банк должен решать следующие три экономически взаимосвязанные задачи, обеспечивающие дееспособность коммерческого банка вообще и успех банковского дела в целом: - достижение доходности банковского дела для покрытия своих затрат, обеспечение перспектив ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru