Возрастающий интерес в конце XX в. и в настоящее время к проблеме управления активами и пассивами кредитных организаций обусловлен спецификой деятельности данной сферы бизнеса, усиливающимся влиянием факторов внешнего и внутреннего характера, обостряющейся конкуренцией на национальных и международных рынках, финансовой и экономической нестабильностью.
Изменения во внешней среде оказывают негативное влияние на маржу кредитных организаций, общемировые тенденции свидетельствуют о снижающемся уровне их доходов и возрастании затрат но привлечению ими средств. Одновременно озабоченность стабильностью функционирования банковских систем со стороны национальных и международных органов надзора привела к ужесточению требований по ключевым показателям, в частности, но достаточности капитала, что обусловило необходимость более жесткого управления на уровне конкретного коммерческого банка. Эти изменения вызвали потребность в координации всех направлений деятельности внутри кредитной организации. Такая координация может быть достигнута на основе управления активами и пассивами.
По мнению большинства банкиров, управление активами и пассивами означает повышение прибыли и сокращение риска. Здесь, как нам представляется, существует опасность неправильной оценки ожидаемого финансового результата. Успешное управление активами и пассивами состоит в адекватном понимании взаимосвязи между риском и доходностью, поскольку сокращение риска на одном направлении деятельности ведет к его повышению на других направлениях.
Управление процентной политикой по активным операциям заключается в использовании совокупности мероприятий, направленных на установление оптимальных ставок ссудного процента с целью обеспечения рентабельной работы банка при осуществлении кредитных операций и на минимизацию рисков, сопровождающих изменение цен на кредитные услуги.
Процесс формирования депозитной политики тесно взаимосвязан с проведением банком процентной политики, так как депозитный процент является эффективным инструментом в области привлечения ресурсов.
Одним из способов управления процентным риском выступает хеджирование, являющееся формой страхования финансовых операций. Процентная политика банка должна предусматривать использование совокупности различных методов управления процентным риском, что должно свести его к минимуму и повысить эффективность всего кредитного процесса.
Более глубокое понимание теории и практики управления активами и пассивами, последовательное их применение во всех областях финансовых решений может привести к достижению долгосрочной цели функционирования кредитной организации — повышению стоимости банка.
Процентная политика коммерческого банка сегодня направлена на соответствующее управление ликвидностью и доходностью его баланса. Таким образом, эффективная процентная политика должна обеспечивать гибкость цен на кредитные и депозитные ресурсы, ликвидность и рентабельность работы банка.
Полезная информация:
Анализ процентной политики ОАО «Карелбанк»
Как было рассмотрено выше, в первой главе данной работы, на прибыльность банка влияет его процентная политика. Проведем обзор продуктов банка, как по привлечению средств, так и по кредитованию и ипотеке и сделаем выводы о доходности данных продуктов. 1. Вклады «Доверие доходный» и «Доверие валютный ...
Потребительское кредитование в России
За предыдущие двадцать лет представления о банках совершенно изменились. Банковская система России имеет обширные разветвления и состоит из различных кредитных организаций, представительств иностранных банков, а регулирующим органом деятельности банков в России является Центральный Банк. Современны ...
Документальное оформление банковских
кредитов
Порядок кредитования, оформления кредитов и их погашения регулируется правилами банков и кредитными договорами. Для получения кредита предприятие представляет в обслуживающий его банк заявление на получение кредита, в котором указывается размер, срок и цель, обеспечение кредита с приложением докуме ...