Основная общественно-экономическая функция коммерческих банков состоит в финансовом посредничестве, суть которого сводится к перемещению денежных потоков от субъектов, имеющих избыток денежных средств, к субъектам, нуждающимся в них. За выполнение этой функции банки получают доход в виде процента, который позволяет им развиваться. В свою очередь эффективность посредничества во многом определяется возможностью размещения ресурсов по ставкам, превышающим ставки заимствования, что обусловливает актуальность вопросов формирования процентной политики коммерческих банков.
Развитие рыночных отношений с одной стороны, создало возможности для рыночного формирования ставки процента и усиления дифференциации процентных ставок в зависимости от местонахождения банков, их типа, размера, длительности функционирования, степени развития региональной конкуренции и т.п., с другой стороны, обострило проблемы управления процентными отношениями и присущими им рисками. В условиях усиления конкуренции, ужесточения законодательства, снижения общего уровня доходности на банковском рынке, снижения процентной маржи между привлекаемыми и размещаемыми ресурсами сохранить уровень прибыли возможно за счет роста общих оборотов и объема осуществляемых операций.
Разработка каждым банком своей процентной политики, в которой оговариваются общие подходы в ценообразовании на оказываемые услуги, рассчитываются и фиксируются на определенный период времени процентные ставки по кредитам и депозитам, и ее воплощение на практике позволяет банку иметь ориентиры в ценообразовании на сегодняшний день и на некоторую перспективу, согласовать другие направления банковского менеджмента в части управления доходами и расходами, управления прибылью и т.д., что в конечном итоге обеспечивает эффективную деятельность кредитной организации в целом. В научных исследованиях по банковскому делу до недавнего времени не уделялось должного внимания вопросам разработки теоретических и методологических основ формирования и практической реализации процентной политики, поэтому сегодня нет единого подхода к раскрытию ее содержания. Наиболее значимый вклад в исследование общих вопросов банковского дела, а также отдельных аспектов формирования процентной политики коммерческих банков внесли исследования лишь нескольких специалистов, в работах большинства других авторов процентная политика представлена в основном как элемент кредитной политики, а из всех видов процентных ставок анализируется преимущественно процент за банковский кредит. Такое положение вполне объяснимо тем, что процент за кредит является основным источником процентных доходов. Тем не менее, поскольку объектом процентной политики коммерческого банка является вся система процентных ставок, используемых в деятельности банка, то представляется, что с развитием денежно-кредитных отношений необходимость анализа и разработки всех направлений процентной политики, а также факторов, ее определяющих, становится все актуальнее.
С учетом вышеизложенного, можно отметить актуальность и важность выбранной для рассмотрения темы курсовой работы.
Целью написания данной работы является изучение процентной политики коммерческого банка по активным и пассивным операциям.
Задачами данной работы являются: - изучить экономическую необходимость и значение процентной политики коммерческого банка;
-провести анализ построения эффективной процентной политики; - рассмотреть процентную политику коммерческого банка по активным и пассивным операциям; - исследовать зарубежный опыт проведения процентной политики коммерческого банка.
Предметом исследования является процентная политика коммерческого банка. Объектом исследования является процентная политика коммерческого банка по активным и пассивным операциям.
Поставленные цель и задачи обусловили соответствующую структуру работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Для написания работы были использованы учебные материалы, периодическая литература, различная статистическая информация, нормативно-правовая база.
Полезная информация:
Потребители услуг фондового рынка
Как правило, мелкое производство финансируется за счет собственных накоплений и капиталов собственников – владельцев производства и банковских кредитов. Крупное же акционерное производство финансирует свои капитальные затраты почти полностью за счет эмиссии акций и облигаций. Результатом является о ...
История создания и статус Банка России
В первой половине 1990 г. был создан Государственный банк РСФСР, а в конце года принят Закон о Центральном банке Российской Федерации (Банке России), согласно которому он стал главным Банком РСФСР, подотчетным Верховному Совету РСФСР. В Законе были определены функции Банка в области организации ден ...
Зарубежный рынок пластиковых карт
Характеристика зарубежных рынков платежных карточек достаточно сильно различается между собой. Наиболее развитыми являться рынки таких стран, как США и Великобритании. Количество платежных карточек, предназначенных для совершенствования безналичных операций в этих странах составляет соответственно ...