Процентная политика — это совокупность мероприятий по регулированию экономических отношений посредством управления процентными ставками. Процентная политика коммерческих банков направлена на максимизацию чистого процентного дохода от банковских операций, страхование кредитного риска и управление ликвидностью баланса банка. Она включает: постановку целей; определение полномочий органов управления банка, рабочих комитетов и должностных лиц, а также порядка принятия решений по установлению и пересмотру процентных ставок по активным и пассивным операциям банка; установление максимальных и минимальных, штрафных и льготных процентных ставок по банковским операциям, принципов и критериев их дифференциации; назначение подразделения банка, ответственного за оценку процентного риска; утверждение методов, применяемых банком для оценки процентного риска, характера управленческой отчетности, периодичности ее представления; выбор инструментария, применяемого для ограничения процентного риска; организация мониторинга процентного риска. Общее собрание участников банка по представлению Совета директоров банка утверждает процентную политику, которая периодически корректируется на основании профессионального суждения членов коллегиальных органов управления банка, а также в зависимости от результатов деятельности банка и изменения рыночных условий
Процентная политика коммерческого банка, связанная с коммерциализацией его деятельности, должна:
– содействовать получению прибыли или созданию условий для ее получения в будущем;
– регулировать значения процентных ставок по депозитам и ссудным операциям и устанавливать их на уровне, обеспечивающем рентабельность банковских операций;
– обеспечивать взаимосвязь и согласованность между депозитными операциями и операциями по выдаче ссуд по срокам и суммам;
– поддерживать ликвидность баланса;
– минимизировать процентный риск [22,c. 156].
Основная цель любой коммерческой организации – это получение прибыли. В статье 2 закона Украины «О банках и банковской деятельности» сказано: “ Банк - юридическое лицо, имеющее исключительное право на основании лицензии Национального банка Украины осуществлять в совокупности следующие операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц и размещение указанных средств от своего имени, на своих условиях и на собственный риск, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.” То есть организация имеет право осуществлять кредитные, депозитные, инвестиционные и другие операции. Учитывая цель деятельности коммерческого банка, можно дать следующее определение политики банка – это стратегия, тактика и оперативное управление в области организации и осуществления банковских операций и услуг в целях получения прибыли, обеспечения надежности, ликвидности и дальнейшего развития [9,c. 346].
Для реализации данной цели банк необходимо осуществлять депозитную, кредитную, процентную, валютную и другие политики. То есть процентная политика – это лишь составная часть широкого спектра политики, проводимой на уровне банка.
В широком понимании процентная политика, проводимая на уровне банка, - это стратегия и тактика в области регулирования процентных ставок, направленные на обеспечение ликвидности, рентабельности и развитий операций банка. На рисунке 1.1 показана структура элементов процентной политики :
Поставленная цель достигается в ходе решения двух взаимосвязанных задач, а именно – задачи максимизации процентного дохода от размещения денежных средств и минимизации процентных расходов в результате привлечения ресурсов. Роль рассматриваемой политики в финансовой стратегии банка определяется местом банка на финансовом рынке как финансового посредника, основным источником доходов которого выступает процентная маржа. Решения, принятые руководством банка в части верхней границы диапазона далее отражаются в соответствующих задачах кредитной и фондовой политик. Аналогично, решения по нижней границе диапазона учитываются при формировании депозитной и эмиссионной политик. Кроме того, от общего направления избранного подхода во многом зависят как текущие, так и перспективные позиции банка на обслуживаемых рынках. [24]
Можно выделить основные принципы построения процентной политики: - тесная связь с коммерциализацией деятельности банков; - одновременное регулирование процентных ставок по депозитным (пассивным) и ссудным (активным) операциям; - установление дифференцированных размеров процентных ставок, обеспечивающих рентабельность операций банка, и порядок их уплаты на договорной основе.
Полезная информация:
Рынок пластиковых карт в Республике Беларусь
В настоящее время в Республике Беларусь наблюдается значительная активизация процессов, связанных с развитием рынка банковских пластиковых карточек. Безналичные расчеты с помощью пластиковых карточек становятся все более популярными в республике. Правовую основу функционирования системы безналичных ...
Оценка финансового состояния заемщика при определении уровня кредитного риска
Оценка кредитного риска по каждой выданной ссуде должна проводиться кредитной организацией на постоянной основе. Она выносится по результатам комплексного и объективного анализа деятельности заемщика с учетом его финансового положения, качества обслуживания заемщиком долга по ссуде, а также всей им ...
Выводы
Облигация — эмиссионная ценная бумага, содержащая обязательство эмитента выплатить ее владельцу (кредитору) номинальную стоимость по окончании установленного срока и периодически выплачивать определенный процент от ее стоимости. Облигации выпускаются государством, местными органами власти или компа ...