Предмет и задачи банковской статистики

Страница 1

Бурное развитие банковской системы России последних лет привело к формированию децентрализованной двухуровневой системы банков. К первому уровню относится ЦБ РФ (Банк России). Во второй уровень входят коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

ЦБ РФ-главный банк государства, не зависимое от распорядительных и исполнительных органов власти экономически самостоятельное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Основными задачами ЦБ РФ являются регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты, проведение единой денежно-кредитной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков и других кредитных учреждений, осуществляющих операции по внешнеэкономической деятельности.

Второй уровень банковской системы представлен, прежде всего, широкой сетью коммерческих банков, обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйственной жизни.

Банк – это обособившийся от других субъектов денежно-кредитный институт, имеющий не только свой самостоятельный юридический статус. Как самостоятельный хозяйствующий субъект банк обладает материальной дееспособностью, подчиненной общим и специфическим экономическим законам, игнорирование которых им самим и с внешней стороны чревато потерями и убытками. Банк осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с производством специфического продукта в сфере обращения. Продуктом банковского предприятия является не просто товар, а товар особого рода – деньги, платежные средства и услуги преимущественно денежного характера. [1,202]

Банковская статистика-отрасль финансовой статистки, задачами которой являются получение информации для характеристики выполняемых банковской системой функций, разработка аналитических материалов для потребностей управления денежно-кредитной системой страны, прежде всего кредитного и кассового планирования и контроля над использованием планов. Банковская статистика призвана обеспечить характеристику деятельности банковской системы, оценку ее результатов и их прогнозирование, выявить факторы, определяющие результаты и оценку влияния банковской деятельности на развитие рыночных отношений и ее вклад в конечные экономические результаты.

Объектом статистики банков является вся совокупность банковской деятельности. Субъектом статистического анализа являются как сами банки, так и другие кредитные учреждения, реальные и потенциальные клиенты и корреспонденты, физические и юридические лица. Цель анализа банковской деятельности состоит в выявлении факторов доходности, поддержания ликвидности; определении оценки степени риска при предоставлении банковских услуг и их минимизации, а также в соблюдении установленных центральным банков экономических нормативов.

Банковская статистика изучает

* аккумуляцию временно свободных денежных средств государственных, кооперативных объединений, предприятий, организаций, учреждений, общественных организаций и населения;

* краткосрочное и долгосрочное кредитование народного хозяйства и населения;

* финансирование капиталовложений;

* безналичные расчеты;

* оборот наличных денег через кассы кредитных учреждений;

* сберегательное дело;

* кассовое исполнение госбюджета.

Статистика изучает банковскую систему и ее деятельность в различных аспектах: по количеству, формам собственности и назначению банков, видам кредитно-расчетного обслуживания, ассортименту оказываемых услуг. Наряду с увеличением сети банков развитие банковской системы сопровождается расширением ассортимента банковских услуг.

Статистика выделяет следующие виды банковских услуг. Это:

1. Учетно-операционная работа:

* открытие, ведение и закрытие лицевых счетов и банков-корреспондентов;

* учет расчетно-платежных документов и контроль за своевременностью их оплаты; выявление счетов, не оплаченных в срок;

* осуществление расчетов по поручению клиентов;

* начисление и списание процентов по ссудам, текущим и расчетным счетам;

* учет операций факторинга, лизинга и форфейтинга;

Страницы: 1 2


Полезная информация:

Принципы тарифной политики в страховании
Тарифная политика в страховании — это систематическая работа страховой организации по разработке, уточнению, упорядочению страховых тарифов с целью осуществления эффективной деятельности. Тарифная политика страховых организаций основана на следующих основных принципах: 1) самоокупаемости и рентабел ...

Проблемы кредитования нового бизнеса
Одним из наиболее неоднозначных вопросов кредитования малого бизнеса является проблема создания нового бизнеса или развитие start up проектов. Именно новый бизнес чаще всего нуждается в финансовой подпитке, поскольку сразу же на начальном этапе создания предприятия необходимы средства на аренду пом ...

Влияние системы обязательного страхования вкладов на рынок банковских вкладов
В 2008 г. ССВ оказала положительное стабилизирующее влияние на рынок банковских вкладов, способствовала сохранению положительных тенденций в сфере банковских сбережений населения, сложившихся в последние годы. Необходимо отметить, что стабилизирующим фактором развития рынка вкладов в 2008 году стал ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru