Ссудные операции русских монастырей XIV–XVII в.в.

Банковская система » Эволюция банковского дела в России » Ссудные операции русских монастырей XIV–XVII в.в.

Представление о монастырях как банкирах Древней Руси сложилось в русской исторической науке еще в конце XIX в., несмотря на то что на Руси кредиторами были также купцы, зажиточные горожане и знать. В настоящее время мы располагаем многочисленными свидетельствами того, что именно ссудные операции монастырей получили в России XIV–XVII вв. широкое распространение. (1)

Существует огромное количество подтверждений, что ссудные операции, осуществляемые монастырями получили в России XIV–XVII вв. широкое развитие

Ростовщичество осуждалось Священным Писанием и Правилами св. Апостолов, случаи, когда священнослужители прибегали к росту, не были редкостью на Руси. Еще в 1274 г. церковный собор, созванный во Владимире, вынес постановление о тщательной проверке священников и дьяконов, принимающих сан, не грешны ли они блудом, убийством, насилием, а также ростовщичеством. (2)

Представители духовенства осуждали не столько сам факт дачи денег в рост, сколько высокие проценты по ссудам. По уставу Владимира Мономаха процент должен был составлять не более 50% от ссуды. С течением времени процент уменьшался, и в XVII в. обычным ростом считался уже на 20%.

В долг давались как деньги, так и натуральные продукты. Если говорить о кредите в натуральном виде, то проценты чаще всего взимались натуральной доплатой – а именно в насып, если речь шла о зерне. В XV–XVI вв. практиковались выплаты деньгами и доходами с имений, а также погашение долга службой у кредитора. Чаще всего ссуда предоставлялась на срок не более одного года, а ее возвращение приурочивалось к какому-либо религиозному празднику. Займы документально оформлялись с помощью заемной кабалы или ее сокращенного варианта – заемной памяти. Эту функцию могли выполнять также закладная и служилая кабала. Закладная оформляла залог земель, угодий, другой собственности на время погашения долга и процентов по нему, а в служилой кабале присутствовала отработка долга службой у кредитора. В отличие от них, заемная кабала и заемная память фиксировали условия по ссуде.

Форма составления кабалы была выработана не позднее XIV века.

В закладной уже содержится норма, т.е. в случае неплатежеспособности заемщика на заложенное владение составлялась купчая. С XV в. для краткости в заемной кабале делали оговорку о том, что при невыплате ссуды она становилась купчей на заложенные угодья (кабала и купчая грамота). (3)

В XV в. распространялось кабальное холопство. Должники заносились в списки. В завещании митрополита Алексея, написанном около 1377 г., упоминаются холопы-должники, попавшие в кабалу за серебрецо. Глава Русской церкви не исключает возможности дать им волю при условии возврата долга, но последнее было маловероятным. (4)

В фонде Иосифо-Волоколамского монастыря хранится редкий документ – Долговая книга 1532–1534 гг., в которой фиксировались долги крестьян (она была опубликована А.А. Зиминым в 1948 г.) (5).

Очевидно, что это практиковалось в крупных монастырях, занимавшихся привлечением крестьян, посредством предоставления кредита (выражавшегося как в денежной, так и в натуральной форме). Большинство ссуд являлись долгосрочными, и были рассчитаны на то, чтобы крестьяне максимально долго зависели от монастыря. Такие книги составлялись на протяжении всего XVI в. и в первой половине следующего столетия, когда монастырь для привлечения рабочих рук продолжал активно использовать кредит.

Во второй половине XVI в. ростовщичество в монастырях стало частым явлением, что привело к нищенству многих сел и деревень. Ивана Грозного настораживала чрезмерная власть у монастырей, и он выступал за запрет церковного ростовщичества. Церковному собору пришлось согласиться с правителем, которое официально отражено в Священном Писании.

Одна из глав Стоглава 1551 г. наставляла: отныне по священным правилам святителям и всем монастырям деньги давать по своим селам своим крестьянам без росту и хлеб без насыпу для того, чтобы за ними христиане были, и села бы их были не пусты. (6)

В XVII в. монастыри, продолжали использовать кредит в целях привлечения рабочих рук.


Полезная информация:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru