Внебюджетными источниками финансирования организаций здравоохранения государственно-муниципального сектора могут являться средства[17]: страховых медицинских организаций, фондов обязательного медицинского страхования; организаций, заключивших договоры с организациями здравоохранения государственно-муниципального сектора на предоставление медицинских услуг; пациентов (за платные услуги); граждан, не застрахованных по программам обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования; инвесторов, финансирующих инновационные проекты, осуществляемые по инициативе и (или) на базе организаций здравоохранения государственно-муниципального сектора, гранты и изобретения в области новых медицинских технологий; образовательных медицинских и фармацевтических учреждений, использующих организации здравоохранения государственно-муниципального сектора в качестве клинической базы; от арендной платы за пользование имуществом, закрепленным за организациями здравоохранения на праве оперативного управления и т.д.
Также своего рода внебюджетными источниками финансирования здравоохранения являются дополнительные источники финансирования[18]: прибыль, полученная от видов хозяйственной деятельности, не являющихся основными; кредиты банков и другие заимствования; безвозмездные или благотворительные взносы или пожертвования граждан и юридических лиц; иные источники, не запрещенные законодательством РФ.
Отдельного внимания заслуживает механизм финансирования медицинских учреждений за счет средств обязательного медицинского страхования (далее ОМС). Система общественного финансирования здравоохранения в нашей стране является бюджетно-страховой. С введением в действие в 1993 году Закона РФ «О медицинском страховании в РФ» в России начался процесс непосредственного реформирования системы здравоохранения. Он был ориентирован, прежде всего, на усовершенствование модели финансирования. Цели реформирования связывались с повышением эффективности использования имеющихся ресурсов, улучшением качества лечебной помощи, усилением профилактической работы, устранением фактического неравенства доступа к квалифицированной медицинской помощи в зависимости от места проживания и уровня доходов граждан. В качестве основы реформирования Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» была принята система социального страхования - обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования (ДМС)[19].
Внедрение системы ОМС исходило из главной цели - получения дополнительных источников финансирования системы здравоохранения и улучшения качества медицинского обслуживания пациентов в рамках соответствующих конституционных гарантий гражданам РФ[20]. То есть исходным замыслом было следующее разделение предметов бюджетного и страхового финансирования[21]:
- за счет средств ОМС обеспечивается финансирование основной части первичной медицинской помощи (медицинской помощи первого уровня) и вторичной медицинской помощи (медицинской помощи второго уровня)
- за счет бюджетных средств обеспечивается финансирование части первичной медицинской помощи (иммунизация населения, скорая медицинская помощь), некоторые специализированные виды медицинской помощи второго уровня (стационарное лечение больных туберкулезом, психическими заболеваниями и др.) и медицинская помощь третьего уровня.
Реальная бюджетно-страховая система финансирования, сложившаяся к настоящему времени в нашей стране, существенно отличается от первоначального замысла, реализованного в законе о медицинском страховании. Средств, аккумулируемых в системе ОМС, недостаточно для оплаты всего объема первичной и вторичной медицинской помощи, установленного базовой программой ОМС. Это явилось результатом неполного введения ОМС и отсутствия закрепленных налоговых источников осуществления взносов на ОМС неработающего населения. В итоге первичная и вторичная медицинская помощь, включенная в программу ОМС, на практике финансируются из двух источников: средств ОМС и средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Страховщикам системы ОМС (их функции выполняют филиалы территориальных фондов ОМС и страховые медицинские организации) разрешили с 1997 г. заключать договора с медицинскими учреждениями здравоохранения на оказание медицинской помощи застрахованным и оплачивать эту медицинскую помощь в порядке, установленном для системы ОМС[22].
Следует рассмотреть для примера финансирование здравоохранения из средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования г. Екатеринбурга, которое отражает картину, которая наблюдается во всех городах России (табл.4).
Таблица 4
Финансирование здравоохранения г. Екатеринбурга из средств Территориальных фондов обязательного медицинского страхования[23]
Показатели |
1996 год |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
Финансирование из территориальных фондов ОМС, млн.руб. |
239,7 |
284,7 |
274,9 |
422,8 |
549,5 |
711,7 |
963,2 |
838,9 |
Доля в едином фонде финансовых средств, % |
33,7 |
40,2 |
40,3 |
44,8 |
41,1 |
43,5 |
44,6 |
35,4 |
Темп роста, % |
100 |
118,8 |
95,6 |
153,8 |
130 |
129,5 |
135,3 |
87,1 |
Полезная информация:
Управление банковской системой. Проблемы и перспективы
развития
Президент России как важнейший субъект в управлении банковской системой, будучи главой государства, руководит всеми вопросами экономического, в том числе кредитно-финансового, характера, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции ...
Учет операций на специальных и валютных счетах
Синтетический учет открытых аккредитивов ведется на активном, балансовом счете «Специальные счета в банках», к которому открываются три субсчета: 1 «Аккредитивы», 2 «Чековые книжки», 3 «Депозитные счета». На субсчете «Аккредитивы» учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах. Зачисление ...
Методика
расчета овердрафта для юридических лиц
Виды овердрафта Овердрафт стандартный (классический). Овердрафт авансом — предоставляется (в основном надежным клиентам) с целью привлечения на расчетно-кассовое обслуживание. · Овердрафт под инкассацию — предоставляется клиентам, обороты по кредиту расчетного счета которого не менее чем на 75 % со ...