Собственно, с принятием в марте 1991 года Верховной Радой Украины Закона "О банках и банковской деятельности", соответственно которого на базе Украинской республиканской конторы Государственного банка СССР был образован Национальный банк Украины, в нашем государстве начал функционировать центральный банка в рыночном понимании этого понятия. Тем не менее, в отличие от развитых стран, где с принятием законодательных актов о создании центральных банков соответствующие функции окончательно закреплялись за определенным коммерческим банком, который уже выполнял их раньше, или передавались новообразованному институту от других банковских учреждений, в Украине для деятельности центрального банка необходимо было закладывать новые основания, поскольку существующая к тому времени централизованная кредитная система, как и вся планово-управляемая экономика, не нуждались в наличия института с функциями, присущими центральным банкам в странах из рыночной формой хозяйствования. В конце концов, успешное реформирование банковской системы вообще и создание центрального банка в частности в значительной мере зависели от эффективного выполнения ним четверых базовых функций, которые собственное и определяют суть самого центрального банка.
Коммерческие банки в Украине могут функционировать как универсальные или как специализированные. За специализацией банки могут быть:
- сберегательные;
- инвестиционные;
- ипотечные;
- расчетные.
Банк самостоятельно определяет направления своей деятельности и специализацию по видам операций. Национальный банк Украины осуществляет регулирование Деятельности специализированных банков через экономические нормативы и нормативно-правовое обеспечение осуществляемых этими банками операций.
Банк получает статус специализированного банка в случае, если большее 50% его активов есть активами одного типа. Банк получает статус специализированного сберегательного банка в случае, если большее 50 процентов его пассивов есть вкладами физических лиц.
Банки в Украине создаются в форме акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью или кооперативного банка, причем, законодательство о хозяйственных обществах распространяется на банки в тех случаях, если не противоречит Закона о банках и банковской деятельности.
Банки могут быть государственными, если сто процентов уставного капитала принадлежат государству. Такой банк основывается по решению КМУ. Государство осуществляет и реализует полномочие собственника относительно акций (паев), которые ей належат в уставном капитале государственного банка, через соответствующие органы управления.
Кооперативные банки создаются по принципу территориальности и делятся на местные и центральный кооперативные банки. Минимальное количество участников местного (в границах области) кооперативного банка может быть не меньшее 50 лиц. Участниками центрального кооперативного банка являются местные кооперативные банки.
К функциям центрального кооперативного банка належат централизация и перераспределение ресурсов, аккумулированных местными кооперативными банками, а также осуществление контроля за деятельностью кооперативных банков регионального уровня. Органы управления кооперативных банков являются такими самыми, как и за других форм собственности.
Полезная информация:
Анализ банковского рынка Москвы
Ситуация на фондовом рынке отразилась на динамике прибыли всех банков, некоторые из которых зафиксировали убытки. Так за сентябрь месяц из числа банков входящих в Тор30 балансовый убыток показали ВТБ (-32%), Газпромбанк (-32%), «Петрокоммерц» (-29%), Русь-банк (-13%), Росбанк (-9%), «Зенит» (-8%) и ...
Управление страховым риском
Страновые риски, непосредственно связанные с интернационализацией деятельности банков и банковских учреждений (совместные банки - СБ.), наличием глобального риска, зависят от политико-экономической стабильности стран-клиентов и/или стран-контрагентов, импортеров или экспортеров. Они актуальны для в ...
Оценка эффективности финансирования учреждений
Существующая система финансовой и статистической отчетности медицинских учреждений здравоохранения практически не позволяет получить необходимую информацию для построения корректных количественных оценок эффективности использования бюджетных средств, выделяемых этим учреждениям. Финансовая отчетнос ...