В целях контроля за выполнением банками – участниками ССВ обязанностей, вытекающих из необходимости обеспечения функционирования системы страхования вкладов, Банк России в рамках осуществления им надзорных функций привлекает Агентство к участию в проверках банков.
Основной целью проверок, проводимых с участием работников Агентства, является получение сведений о правильности определения расчетной базы страховых взносов, о надлежащем ведении учета банком обязательств перед вкладчиками, о способности сформировать реестр обязательств банка перед вкладчиками по состоянию на любой день [68].
В 2008 г. работники Агентства приняли участие в 91 проверке, проводимой Банком России в банках – участниках ССВ, по вопросам соблюдения требований Закона о страховании вкладов, в том числе в 87 плановых и 4 внеплановых (по инициативе Банка России). Проверки проводились в банках, расположенных в 31 субъекте Российской Федерации и во всех федеральных округах.
Суммарный объем вкладов в банках, проверенных за год, составил около 9% всех вкладов (без учета Сбербанка России). Всего с момента начала деятельности Агентства по вопросам страхования вкладов было осуществлено 423 проверки банков (45% участников ССВ), в которых по состоянию на конец 2008 г. размещено около 78% вкладов физических лиц (без учета Сбербанка).
Всеми проверенными банками денежные средства физических лиц, привлеченные на основании договоров банковского вклада (счета), правильно определяются как вклады, подлежащие страхованию, и включаются в расчетную базу страховых взносов.
Практически все банки достаточно полно информируют вкладчиков о своем участии в ССВ и порядке получения возмещения по вкладам при наступлении страхового случая.
В ходе проверок установлено, что в некоторых банках (4%) сформированные реестры обязательств не соответствовали установленным требованиям: данные реестра по суммам обязательств не соответствовали балансовым данным; до 30% записей содержали неполную информацию о паспортных и адресных данных вкладчиков, затрудняющую их идентификацию; нарушался принцип группировки всех счетов относительно каждого вкладчика, что приводило к искажению суммы страхового возмещения.
В 2008 г. в практике проведения проверок был применен дифференцированный подход к анализу отсутствующих в реестре обязательств сведений о вкладчике в зависимости от того, когда вкладчик последний раз обращался в банк с целью заключения договора. Доработанная программа контроля реестра обязательств позволяла объективно оценить ситуацию и понять, с чем связаны основные ошибки: с недостатками действующей технологии розничного бизнеса и информационных систем либо с несовершенством ранее использовавшихся систем учета и отсутствием (в период до введения в действие ССВ) нормативных требований по сбору и хранению персональных данных клиента в необходимом объеме.
Обобщенная информация о результатах проверок за 2008 г. направлена Агентством в Банк России, банковские ассоциации и размещена на сайте Агентства. В свободном доступе на сайте Агентства также размещена доработанная Программа контроля реестра обязательств банка перед вкладчиками, которая может использоваться банками для самостоятельного контроля правильности его формирования.
В 2008 г. Агентство осуществляло функции конкурсного управляющего (ликвидатора) в 111 кредитных организациях. В течение отчетного периода Агентство было назначено конкурсным управляющим (ликвидатором) 21 кредитной организацией. В 46 кредитных организациях конкурсное производство (ликвидация) было завершено. Всего же Агентство с начала деятельности в качестве конкурсного управляющего (ликвидатора) осуществляло ликвидационные процедуры в 182 кредитных организациях (рис. 10).
На конец отчетного периода конкурсное производство (ликвидация) проводилось Агентством в 65 кредитных организациях, из которых в 49 осуществлялась процедура конкурсного производства, а в 16 – принудительная ликвидация. В 2008 г. количество банков, в которых осуществлялись ликвидационные процедуры, снизилось на 1/3 по сравнению с предыдущим периодом.
Рис. 10. Динамика осуществления конкурсного производства (принудительной ликвидации) [68]
Указанное обстоятельство в основном связано с завершением ликвидационных процедур, начатых в кредитных организациях в предыдущие годы, а также с сокращением числа отозванных лицензий, прежде всего, на основании Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Необходимо отметить, что среди ликвидированных в отчетном году организаций 6 являлись фактически отсутствующими должниками. На их счетах не было денежных средств, документация и электронная база данных оказались утраченными.
Полезная информация:
Мировой опыт в области потребительского
кредитования
За рубежом потребительские кредиты называются ссудами, которые предоставляются населению для приобретения потребительских товаров длительного пользования, ссуды на строительство и приобретение жилья, ссуды на неотложные нужды и тому подобные. Характерной чертой зарубежного кредитования является мно ...
Формирование базы VIP-клиентов
Для организации и осуществления эффективного VIP обслуживания необходимо формирование соответствующей клиентской базы VIP-зоны. Для этого необходимо знание самого определения VIP - клиента. Выявление VIP - клиентов осуществляется каждым Отделением Сбербанка России самостоятельно с учетом рекомендуе ...
Налоговая система РФ и основные направления ее реформирования
Под налоговой системой понимается совокупность нормативно-правовых и законодательных актов, регулируемых правоотношения между субъектами налоговых отношений по поводу возникновения, исполнения, прекращения налоговых обязательств. Налоговая система рассматривается как совокупность налогов и сборов, ...