Перспективы совершенствования платежной системы Беларуси

Страница 1

В рыночной экономике бесперебойное и эффективное функционирование платежных систем является одной из опор финансовой стабильности. В той степени, в которой расширяющееся производство и рыночная экономика требуют взаимодействия различных структур, экономическое развитие по существу опирается на платежную инфраструктуру, обеспечивающую эффективность, стабильность и надежность такого взаимодействия. Эта инфраструктура включает полный комплекс технических систем, институтов, правил и процедур, определяющих область действия, в которой контрагенты договариваются и выполняют коммерческие и финансовые трансакции. Ее техническая производительность определяет эффективность использования денег в экономике и риски, связанные с этими процессами. Надежная платежная система уменьшает затраты на обмен товарами и услугами. Слабая платежная система может серьезно препятствовать стабильности и способности экономики к развитию, ее сбои могут вести к неэффективному использованию финансовых ресурсов, несправедливому распределению рисков среди агентов, фактическим убыткам участников и потере доверия к финансовой системе и использованию самих денег.

Конкуренция постоянно подталкивает к поиску лучших комбинаций эффективности, надежности, безопасности и стабильности системы платежных услуг.

В рамках сообщества центральных (национальных) банков достигнута договоренность о необходимости гарантировать бесперебойное функционирование национальных и трансграничных платежных систем посредством осуществления надлежащего наблюдения [7].

Функция наблюдения должна развиваться и укрепляться в целях обеспечения гарантий для финансовой и технической целостности платежной системы, ее устойчивости к воздействию кризисов и общей эффективности посредством правил и стандартов, текущего контроля и мер принуждения. В этом отношении CPSS1 опубликовал важные указания по проектированию платежных систем и изложил "Ключевые принципы для системно важных платежных систем" [Core Principles for Systemically Important Systems (SIPS)]. Дополнительно к Ключевым принципам для SIPS установлены четыре обязанности центральных банков в отношении применения указанных принципов.

Общепринято во всех странах главной задачей центрального банка считать обеспечение приемлемого уровня безопасности и эффективности платежных систем. Центральный банк призван принимать меры в целях обеспечения надежной правовой базы для платежных систем, ограничивать и контролировать риски, способствовать автоматизации процессинга, поощрять кооперацию участников, стремясь достигнуть баланса между конкуренцией и сотрудничеством.

Наблюдение за платежными системами по сути сводится к контролю рисков, присущих этим системам, и обеспечению оптимального сочетания надежности и эффективности в их работе.

Конечной целью организации надзора за платежными системами является гарантирование того, что компоненты инфраструктуры и рынка платежных услуг соответствуют следующим требованиям:

- обеспечивают бесперебойную, эффективную и надежную работу всех участников и пользователей;

- уменьшают до минимума и контролируют риск передачи шоков как отраженной в платежной системе несостоятельности отдельных участников рассчитаться по платежным обязательствам;

- соответствуют уровню технологического и институционального развития, необходимому для удовлетворения платежных потребностей стран с развивающейся и открытой экономикой.

С учетом потенциального компромисса между несколькими целями функция надзора — стремиться обеспечить оптимизацию предоставления платежной системой услуг экономике по мере ее развития.

Страницы: 1 2 3 4


Полезная информация:

Мероприятия Банка России по реформированию банковской системы и банковского надзора
Развитие банковского сектора в настоящее время носит противоречивый характер. С одной стороны, динамика его основных показателей может показаться достаточно сбалансированной. Отношение совокупных активов банков к ВВП и к внутреннему спросу в последние два-три года остается стабильным (75–76 и 81–83 ...

Анализ экономического состояния Республики Армения
Армения – индустриально-аграрная страна. Структура ВВП в 2010 году имела следующий вид: сфера услуг – 31,4%, промышленность – 46,6%, сельское хозяйство – 22% (см. рис. 1). Рис. 1 В структуре промышленного производства ведущее место занимает пищевая промышленность (32%), традиционно производство кон ...

Потенциально опасные и вредные производственные факторы
Имеющийся в настоящее время в нашей стране комплекс разработанных организационных мероприятий и технических средств защиты, накопленный передовой опыт работы ряда вычислительных центров показывает, что имеется возможность добиться значительно больших успехов в деле устранения воздействия на работаю ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru