Перспективы совершенствования платежной системы Беларуси

Страница 3

- расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам;

- системы безналичных расчетов по розничным платежам;

- внутрибанковских систем, включая системы архивного хранения электронных платежных документов, телекоммуникационных систем;

- работоспособности программно-технических комплексов, участвующих в функционировании платежной системы и ее составных частей, включая проверку их соответствия требованиям по обеспечению надежности и информационной безопасности, а также технических нормативных правовых актов;

- управления ликвидностью в платежной системе, а также проверку выполнения установленных Национальным банком стандартов и порядка в области функционирования платежной системы и ее составных частей.

В процессе функционирования платежная система сталкивается с возможностью проявления ряда рисков.

Риски в платежной системе подлежат постоянному мониторингу, анализу, оценке со стороны Национального банка и минимизации посредством организации комплекса специальных мероприятий. Они взаимосвязаны между собой, и их можно классифицировать следующим образом:

- системный риск;

- расчетный риск (включает в себя риск ликвидности и кредитный риск);

- операционный риск (включает в себя технический, технологический риски и риск персонала);

- правовой.

Главным источником риска в платежной системе являются временные разрывы между заключением сделки и осуществлением расчета по ней.

Стратегия управления рисками в платежной системе представляет собой совокупность процедур, правил, алгоритмов, основанную на прогнозировании риска и методах его снижения.

Основные задачи системы управления рисками:

- выполнение требований по эффективному управлению рисками. Достижение этой цели означает получение экономии на издержках с учетом возможного случайного ущерба, то есть предполагает увеличение затрат на проведение мероприятий по управлению риском с целью определенной защиты от слишком больших потерь, хотя и возникающих с небольшой вероятностью;

- обеспечение надлежащего состояния отчетности, другой необходимой информации о деятельности всех участников платежной системы и связанных с ними рисках;

- соблюдение установленных процедур и полномочий при принятии решений [7].

В процессе управления риском в платежной системе целесообразно выделить следующие основные этапы.

1. Анализ риска, оценка (перечень рисков, выявление источников, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, объективных и субъективных факторов, влияющих на конкретный вид риска, объектов, несущих риск, а также субъектов, принимающих риск, классификация операционных событий, измерение потерь и выявление катастрофических сценариев).

2. Выбор методов воздействия на риск (механизмы управления рисками).

3. Принятие решения (стратегия управления, "планы эвакуации", планы оперативных мероприятий и др.).

4. Контроль и корректировка результатов процесса управления.

В плане проведения надзорных функций за платежной системой, по моему мнению, особое внимание необходимо уделять крупнейшим банкам, на долю которых приходится около 60% по сумме и 80% по количеству платежей в общем объеме обрабатываемых АС МБР платежей.

При осуществлении надзора за платежной системой целесообразно поддерживать взаимодействие с пруденциальным банковским надзором, основываясь на применении одинаковых подходов к идентификации, оценке, мониторингу, ограничению (снижению) и контролю операционного риска, в том числе и при проведении совместных проверок банков — участников платежной системы.

Страницы: 1 2 3 4


Полезная информация:

Исполнение денежного требования должником финансовому агенту
Основной обязанностью должника по договору факторинга является то, что он должен произвести платеж своему новому кредитору - финансовому агенту. Для того, чтобы соответствующая обязанность должника была исполнена надлежащим образом, клиент либо финансовый агент должны обеспечить его информацией о с ...

Объекты страхования
Объектом страхования являются не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы Страхователя (Выгодоприобретателя), связанные с владением, пользованием и распоряжением застрахованным имуществом, вследствие его гибели, утраты или повреждения. На страхование принимается с ...

Обеспечение санитарно-гигиенических требований к помещениям ВЦ
Помещения ВЦ, их размеры (площадь, объем) должны в первую очередь соответствовать количеству работающих и размещаемому в них комплекту технических средств. В них предусматриваются соответствующие параметры температуры, освещения, чистоты воздуха, обеспечивают изоляцию, от производственных шумов и т ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru