Перспективы совершенствования платежной системы Беларуси

Страница 3

- расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам;

- системы безналичных расчетов по розничным платежам;

- внутрибанковских систем, включая системы архивного хранения электронных платежных документов, телекоммуникационных систем;

- работоспособности программно-технических комплексов, участвующих в функционировании платежной системы и ее составных частей, включая проверку их соответствия требованиям по обеспечению надежности и информационной безопасности, а также технических нормативных правовых актов;

- управления ликвидностью в платежной системе, а также проверку выполнения установленных Национальным банком стандартов и порядка в области функционирования платежной системы и ее составных частей.

В процессе функционирования платежная система сталкивается с возможностью проявления ряда рисков.

Риски в платежной системе подлежат постоянному мониторингу, анализу, оценке со стороны Национального банка и минимизации посредством организации комплекса специальных мероприятий. Они взаимосвязаны между собой, и их можно классифицировать следующим образом:

- системный риск;

- расчетный риск (включает в себя риск ликвидности и кредитный риск);

- операционный риск (включает в себя технический, технологический риски и риск персонала);

- правовой.

Главным источником риска в платежной системе являются временные разрывы между заключением сделки и осуществлением расчета по ней.

Стратегия управления рисками в платежной системе представляет собой совокупность процедур, правил, алгоритмов, основанную на прогнозировании риска и методах его снижения.

Основные задачи системы управления рисками:

- выполнение требований по эффективному управлению рисками. Достижение этой цели означает получение экономии на издержках с учетом возможного случайного ущерба, то есть предполагает увеличение затрат на проведение мероприятий по управлению риском с целью определенной защиты от слишком больших потерь, хотя и возникающих с небольшой вероятностью;

- обеспечение надлежащего состояния отчетности, другой необходимой информации о деятельности всех участников платежной системы и связанных с ними рисках;

- соблюдение установленных процедур и полномочий при принятии решений [7].

В процессе управления риском в платежной системе целесообразно выделить следующие основные этапы.

1. Анализ риска, оценка (перечень рисков, выявление источников, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, объективных и субъективных факторов, влияющих на конкретный вид риска, объектов, несущих риск, а также субъектов, принимающих риск, классификация операционных событий, измерение потерь и выявление катастрофических сценариев).

2. Выбор методов воздействия на риск (механизмы управления рисками).

3. Принятие решения (стратегия управления, "планы эвакуации", планы оперативных мероприятий и др.).

4. Контроль и корректировка результатов процесса управления.

В плане проведения надзорных функций за платежной системой, по моему мнению, особое внимание необходимо уделять крупнейшим банкам, на долю которых приходится около 60% по сумме и 80% по количеству платежей в общем объеме обрабатываемых АС МБР платежей.

При осуществлении надзора за платежной системой целесообразно поддерживать взаимодействие с пруденциальным банковским надзором, основываясь на применении одинаковых подходов к идентификации, оценке, мониторингу, ограничению (снижению) и контролю операционного риска, в том числе и при проведении совместных проверок банков — участников платежной системы.

Страницы: 1 2 3 4


Полезная информация:

Общее собрание акционеров
Высший орган управления – общее собрание акционеров, которое может собираться ежегодно (не позднее 3-х месяцев после окончания финансового года) или внеочередным образом. Исключительная компетенция общего собрания: · внесение изменений в Устав; · дополнительная эмиссия акций, консолидация и дроблен ...

Организация кредитных отношений банка с заемщиком
Для получения кредита предприятие должно представить в обслуживающий его банк следующие документы: 1.Кредитная заявка на выдачу кредита; 2.Движение денежных средств в течение планируемого срока действия кредитного проекта; 3. Технико-экономическое обоснование потребности в кредите; 4. Копии контрак ...

Порядок заключения и действия договора ОБ ОПС
Заключение договора: В каждый момент времени в отношении одного застрахованного лица может действовать только один договор ОПС. При этом договор вступает в силу при соблюдении нескольких условий: - договор в течение месяца с момента подписания должен быть представлен в ПФР - договор вступает в дейс ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru