Перспективы совершенствования платежной системы Беларуси

Страница 2

В международной практике принято выделять надзор за платежными системами в отдельный вид деятельности центрального банка (Япония, Германия, Италия, Франция, Австрия, Латвия, Чехия, Казахстан и др.). Как правило, функция надзора закрепляется за центральными банками на законодательном уровне.

Согласно статье 32 Банковского кодекса Республики Беларусь, надзор за платежной системой в нашей стране также закреплен за Национальным банком. Организация и проведение Национальным банком надзора за платежной системой является наиболее эффективным методом оценки уровня надежности, безопасности и эффективности платежной системы, разработки мероприятий по приведению указанного уровня в соответствие с требованиями утвержденных технических нормативных правовых актов (технических регламентов, технических кодексов установившейся практики, стандартов), а также дальнейшего совершенствования платежной системы.

Выявление, анализ и предотвращение (минимизация) рисков в платежной системе являются прямой обязанностью Национального банка в области управления функционированием платежной системы Республики Беларусь и надзора за нею, что в соответствии с международной практикой и рекомендациями миссии МВФ привело к созданию в августе 2007 г. в структуре Главного управления платежной системы Национального банка отдела надзора за платежной системой.

Реализация целей, задач, методов, принципов надзора за платежной системой, организация эффективной системы надзора будет осуществляться в рамках разработанных Главным управлением платежной системы Концепции осуществления Национальным банком Республики Беларусь надзора за платежной системой Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 20.07.2007 № 145, и Программы реализации названной Концепции, утвержденной постановлением Совета директоров Национального банка от 09.10.2007 № 308. Последним документом предусматривается следующее:

- разработка методологии надзора за платежной системой;

- организация и ведение мониторинга платежной системы и ее составных частей, работоспособности программно-технического комплекса АС МБР;

- анализ результатов мониторинга, в том числе сбойных ситуаций;

- организация и координация работ по сертификации программно-технических средств в области банковских услуг и технологий;

- участие в проверках банков;

- организация разработки мероприятий по уменьшению рисков, возникающих в платежной системе, по приведению уровня надежности и безопасности программно-технических комплексов в соответствие с требованиями технических нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее совершенствование платежных систем [7].

При определении критериев системной значимости систем, являющихся составными частями платежной системы, Национальный банк руководствуется рекомендациями по надзору центрального банка за платежными и расчетными системами, разработанными CPSS.

В технологическом процессе надзора за платежной системой целесообразно выделить следующие этапы:

- мониторинг платежной системы и систем, являющихся ее составными частями;

- анализ полученной информации;

- проведение мероприятий и инициирование внесения изменений в механизм функционирования платежной системы и ее составных частей.

Мониторинг платежной системы и систем, являющихся ее составными частями, включает осуществление мониторинга:

- системы BISS, клиринговой системы прочих платежей, в том числе их программно-технической инфраструктуры;

Страницы: 1 2 3 4


Полезная информация:

Оценка кредитоспособности
Анализ финансового состояния проводился на основании официальной финансовой отчетности компании за период с 01.01.2008 по 01.10.2008 г. Наиболее значимые показатели сведены в табл. 3.2.1. Таблица 3.2. Значимые показатели (тыс. руб.) Показатели 01.01.05 01.04.05 01.07.05 01.10.05 Валюта баланса 8261 ...

Банковская система России в условиях мирового финансового кризиса
Возобновление роста банковского сектора не решило структурных проблем, стремительно нараставших в последнее время, а скорее усугубило их. Кредитование корпоративного и розничного сегментов, хотя и продолжало замедляться, по-прежнему росло высокими темпами: дисбаланс между кредитами и депозитами ста ...

Кредитоспособность клиента как основа возврата банковской ссуды
Кредитоспособность клиента коммерческого банка — способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). В отличие от его платежеспособности она не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-то дату, а прогнозирует способность к ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru