В международной практике принято выделять надзор за платежными системами в отдельный вид деятельности центрального банка (Япония, Германия, Италия, Франция, Австрия, Латвия, Чехия, Казахстан и др.). Как правило, функция надзора закрепляется за центральными банками на законодательном уровне.
Согласно статье 32 Банковского кодекса Республики Беларусь, надзор за платежной системой в нашей стране также закреплен за Национальным банком. Организация и проведение Национальным банком надзора за платежной системой является наиболее эффективным методом оценки уровня надежности, безопасности и эффективности платежной системы, разработки мероприятий по приведению указанного уровня в соответствие с требованиями утвержденных технических нормативных правовых актов (технических регламентов, технических кодексов установившейся практики, стандартов), а также дальнейшего совершенствования платежной системы.
Выявление, анализ и предотвращение (минимизация) рисков в платежной системе являются прямой обязанностью Национального банка в области управления функционированием платежной системы Республики Беларусь и надзора за нею, что в соответствии с международной практикой и рекомендациями миссии МВФ привело к созданию в августе 2007 г. в структуре Главного управления платежной системы Национального банка отдела надзора за платежной системой.
Реализация целей, задач, методов, принципов надзора за платежной системой, организация эффективной системы надзора будет осуществляться в рамках разработанных Главным управлением платежной системы Концепции осуществления Национальным банком Республики Беларусь надзора за платежной системой Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 20.07.2007 № 145, и Программы реализации названной Концепции, утвержденной постановлением Совета директоров Национального банка от 09.10.2007 № 308. Последним документом предусматривается следующее:
- разработка методологии надзора за платежной системой;
- организация и ведение мониторинга платежной системы и ее составных частей, работоспособности программно-технического комплекса АС МБР;
- анализ результатов мониторинга, в том числе сбойных ситуаций;
- организация и координация работ по сертификации программно-технических средств в области банковских услуг и технологий;
- участие в проверках банков;
- организация разработки мероприятий по уменьшению рисков, возникающих в платежной системе, по приведению уровня надежности и безопасности программно-технических комплексов в соответствие с требованиями технических нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее совершенствование платежных систем [7].
При определении критериев системной значимости систем, являющихся составными частями платежной системы, Национальный банк руководствуется рекомендациями по надзору центрального банка за платежными и расчетными системами, разработанными CPSS.
В технологическом процессе надзора за платежной системой целесообразно выделить следующие этапы:
- мониторинг платежной системы и систем, являющихся ее составными частями;
- анализ полученной информации;
- проведение мероприятий и инициирование внесения изменений в механизм функционирования платежной системы и ее составных частей.
Мониторинг платежной системы и систем, являющихся ее составными частями, включает осуществление мониторинга:
- системы BISS, клиринговой системы прочих платежей, в том числе их программно-технической инфраструктуры;
Полезная информация:
Социально-экономическое
значение страхования автогражданской ответственности
Многие виды деятельности, необходимые для нормального функционирования общества, таят в себе одновременно угрозу безопасности и здоровью граждан, вероятность нанесения ущерба третьим лицам. В соответствии с общепринятой мировой практикой виновная сторона при этом обязана полностью компенсировать ущ ...
Выводы и предложения
В заключение необходимо подчеркнуть, что использование термина страховой продукт не исключает понятия страховая услуга, поскольку данные термины имеют разные значения. В общем виде определим страховой продукт как такое сочетание факторов производства, которое позволяет страховщику оказывать страхов ...
Анализ практики применения федерального закона “Об обязательном страховании
гражданской ответственности владельцев транспортных средств”
Множество проблем обозначилось и в ходе практической реализации обязательной «автогражданки». И это закономерно, так как данный процесс еще не окончательно устоялся и находится, по сути, в «переходной» стадии. В любом, особенно в новом законе, всегда найдется много недостатков. Ни одна система, пре ...