Правосубъектность ЦБ РФ в сфере организации наличного денежного обращения

Банковская система » Центральный Банк и его роль в банковской системе Российской Федерации » Правосубъектность ЦБ РФ в сфере организации наличного денежного обращения

Страница 4

Такая редакция правовой нормы допускает возможность ограничения сумм наличных расчетов между юридическими лицами, если это предусмотрено правилами осуществления расчетов, принятыми в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 3 Закона № 86-ФЗ целями деятельности Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Согласно ст. 4 Закона № 86-ФЗ Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует денежное обращение, устанавливает правила осуществления расчетов, определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

В соответствии с предоставленными ему полномочиями Банк России установил в оспариваемом Указании правило (норму) о том, что предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке не должен превышать 60 тыс. руб.

Определением Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. № 268-О подтверждено, что Банк России осуществляет полномочия, которые по своей природе относятся к функциям государственной власти, нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.

Таким образом, п. 1 Указания принят Банком России в пределах его полномочий и законодательству не противоречит.

Однако в юридической литературе были высказаны сомнения в обоснованности позиции Верховного Суда РФ по данному вопросу: с одной стороны, ЦБ РФ действует совершенно правомерно — ведь в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона о Банке России установление правил осуществления расчетов в РФ входит в число функций Центробанка. И согласно ст. 7 этого же Закона ЦБ РФ издает по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательные для всеобщего применения акты в форме указаний, положений и инструкций.

С другой стороны, указание ЦБ РФ все же никак нельзя признать законом. А в пункте 2 ст. 861 ГК РФ прямо указано, что ограничения в праве осуществления расчетов наличными деньгами могут быть установлены только законом, и ничем иным.

Мы не вполне согласны с указанными сомнениями. В пункте 2 ст. 861 ГК РФ указано: «Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом». Слова «если иное не установлено законом» означают как возможность прямого включения в закон соответствующей нормы, так и возможность того, что законом будет предусмотрено решение данного вопроса путем издания подзаконного нормативного правового акта компетентным органом. Последний вариант был реализован в Законе № 86-ФЗ.

Во избежание возможных коллизий между нормами Закона № 86-ФЗ и нормами других федеральных законов полагаем целесообразным изменить статус закона о Банке России.

Согласно п. 1 ст. 108 Конституции РФ федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. В самой Конституции РФ не содержится указания на то, что закон о Банке России должен приниматься в форме федерального конституционного закона. Однако п. 1 ст. 76 устанавливает, что федеральные конституционные законы принимаются по предметам ведения Российской Федерации. Нужно также учесть, что Конституция РФ рассматривает Банк России как орган власти, независимый от других органов государственной власти (п. 2 ст. 75). Между тем порядок деятельности Правительства РФ, а также Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом (п. 2 ст. 114 и п. 3 ст. 128 Конституции РФ). Кроме того, следует принять во внимание, что закон о Банке России «имеет не узкоотраслевой, а общеправовой характер»[5].

Страницы: 1 2 3 4 5


Полезная информация:

Порядок оценки состояния ликвидности в банке
Наиболее информативными и содержательными для оценки ликвидности являются балансы коммерческого банка. Баланс коммерческого банка – это бухгалтерский баланс, в котором отражается состояние собственных и привлеченных средств банка и их размещение в кредитные и другие активные операции. По данным бал ...

Достаточность банковского капитала
Этой проблеме всегда уделялось особое внимание, поскольку, как уже говорилось, собственные ресурсы банка – важнейший страховой фонд для покрытия возможных претензий в случае банкротства банка и источник финансирования развития банковских операций. Термин «достаточность капитала» отражает общую оцен ...

Сельская кредитная кооперация
Сельская кредитная кооперация реализуется в порядке статьи 40.1 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", определяющей особенности деятельности сельскохозяйственных кредитных кооперативов. В кредитном кооперативе должен быть создан фонд финансо ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru