Правосубъектность ЦБ РФ в сфере организации наличного денежного обращения

Банковская система » Центральный Банк и его роль в банковской системе Российской Федерации » Правосубъектность ЦБ РФ в сфере организации наличного денежного обращения

Страница 1

Правосубъектность Ванна России в сфере организации наличного денежного обращения определяется Конституцией РФ и федеральными законами. В соответствии с п. 1 ст. 75 Конституции РФ осуществление денежной эмиссии в Российской Федерации является исключительной компетенцией Банка России. Эмиссионная функция — одна из основных функций Банка России и по своей сути есть функция конституционная[1]. Таким образом, эмиссия наличных денег является не только исключительным правом Банка России, но и его конституционной обязанностью.

Закрепленные в ст. 75 Конституции РФ полномочия Банка России в сфере организации наличного денежного обращения по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти. Однако Конституция РФ, определяя основные функции Банка России, не затрагивает вопросы правового регулирования организации и порядка наличного денежного обращения на территории Российской Федерации. Конкретизация и развитие конституционных положений осуществляется федеральными законами.

Исходя из п. 1 ст. 75 Конституции РФ, Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон № 86-ФЗ) следует, что Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также утверждает графическое обозначение рубля в виде знака (ст. 4). Его права и обязанности в данной сфере закреплены в нормах гл. VI (ст. 27—34) указанного Закона.

Согласно ст. 29 Закон № 86-ФЗ эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. «Банк России — эмиссионный банк. Независимо от органов государственной власти, Банк России производит эмиссию наличных денег и организует их обращение. По Конституции РФ (ст. 75) он в этом абсолютно независим, и выпуск денежных суррогатов запрещен. Поэтому для нормального функционирования денежной системы в ней должна быть централизация. Ни субъекты РФ, ни какие бы то ни было органы исполнительной власти не должны вмешиваться в осуществление этой экономически обусловленной и конституционно закрепленной функции Банка России»[2].

Монополия на эмиссию наличных денег позволяет Банку России эффективно исполнять конституционную обязанность по защите и обеспечению устойчивости рубля. Эмиссия наличных денег служит основой для контроля над обращением денежной массы в стране, дает возможность Банку России активно влиять на деятельность коммерческих банков и иных коммерческих организаций. Кроме того, монополия Банка России на эмиссию наличных денег позволяет избежать соблазна решать экономические проблемы путем использования печатного станка. Поэтому нельзя согласиться со следующей точкой зрения: «Установление порядка денежной эмиссии, официального валютного курса, как и установление порядка осуществления многих других направлений денежно-кредитного регулирования, затрагивает интересы всего общества, а поэтому не может быть полностью передано на усмотрение Банка России. Даже ст. 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ограничивает право Банка России на издание нормативных правовых актов вопросами, отнесенными к его компетенции»[3]. Ссылка же на ст. 7 Закона № 86-ФЗ не вполне оправданна, поскольку эмиссия наличных денег включена в компетенцию Банка России Конституцией РФ.

Являясь эмиссионным центром, Банк России осуществляет эмиссионное регулирование, т.е. регулирование выпуска и изъятия денег из обращения. При этом эмиссионное регулирование включает следующие моменты:

определение эмиссионного результата как по отдельным регионам, так в целом по стране (эмиссионный результат может быть с «плюсом», когда производится выпуск денег в обращение, или с «минусом», когда производится изъятие денег из обращения);

Страницы: 1 2 3 4 5


Полезная информация:

Формы и виды перестрахования
По форме передачи рисков в перестрахование и оформления правовых взаимоотношений сторон (страховщика и перестраховщика) перестраховочные операции подразделяются на факультативные (необязательные), облигаторные (обязательные), факультативно-облигаторные и половые. В факультативной форме перестрахова ...

Сущность, необходимость и методы расчёта фондовых индексов
Для того чтобы количественно определить состояние фондового рынка отдельно взятой страны были введены специальные показатели – фондовые индексы. На каждой фондовой площадке используются свои фондовые индексы, которые характеризуют состояние фондового рынка своей страны. Значение фондовых индексов р ...

Добровольное страхование гражданской ответственности
Данный вид страхования автомобилей разработан с целью защиты автовладельца от необходимости возмещения ущерба третьим лицам. Услуга является дополнением к полису «ОСАГО», что позволяет увеличить страховую сумму, в пределах которой СК будет нести ответственность в случае причинения ущерба здоровью и ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru