В настоящее время основной проблемой оценки и управления эффективностью функционирования коммерческих банков на рынке банковских услуг является разрозненность методологических подходов к определению устойчивого развития финансово-кредитных институтов, размытость понятийного аппарата, используемого при его анализе. В соответствии с проведенными исследованиями дефиниций категорий «стабильность» и «финансовая устойчивость» нами определены и сформулированы их качественные характеристики. Стабильность коммерческого банка выражает состояние его развития в рыночной среде. Это состояние имеет диапазон изменения от «низко-устойчивого к высоко-устойчивому». В то же время, финансово устойчивый банк не всегда стабильно функционирует в течение относительно длительного периода времени. Категория «стабильность» банка является более широким комплексным определением и включает оценку и анализ его взаимоотношений с институтами глобальной и локальной среды, а также выявление внутренних резервов и экономического потенциала его деятельности.
В целях конкретизации функциональных ожиданий различных субъектов финансово- кредитных отношений к «финансовой устойчивости», «стабильности» и «надежности» коммерческих банков нами разработаны характеристики триединого подхода к их пониманию со стороны клиентов, менеджеров, акционеров и государства как общественного регулятора (таблица 1). Так, с позиции клиентов банка надежный банк ассоциируется с убеждением в предоставлении банком услуг с ожидаемыми характеристиками и ассортиментом. Акционеры банка, инвестируя в банковскую деятельность свои капиталы, полагают, что банковский бизнес станет доходным местом размещения капитала, генерирующим прибыль, превышающую от вложений в альтернативные инвестиции.
Таблица1- Отличительные признаки функциональных ожиданий различных субъектов финансово- кредитных отношений к «финансовой устойчивости» , «надежности» , « стабильности» коммерческих банков
Субъект финансово-кредитных отношений |
Финансовая устойчивость |
Надежность |
Стабильность |
Клиенты и кредиторы |
Уверенность в выполнении банком перед ними своих обязательств в срок и в полном объеме |
Уверенность в предоставлении банком продуктов и услуг с ожидаемыми характеристиками и ассортиментом |
Уверенность в возможности противостоять и преодолевать влияние негативных внутренних и внешних факторов |
Акционеры |
Уверенность в росте рыночной стоимости бизнеса наряду с устойчивостью кредитной организации |
Уверенность в получении достаточной и приемлемой нормы прибыли на вложенный капитал |
Диапазон состояний, в рамках которого поддерживается сбалансированность развития банка |
Менеджеры |
Уверенность в устойчивом развитии банка в динамичной среде и долговременной его конкурентоспособности |
Уверенность в сохранении работы и достойной заработной платы |
Диапазон состояний, в рамках которого поддерживается финансовая устойчивость банка |
Государственный регулятор |
Уверенность в выполнении возложенных функций от имени общества, защите интересов кредиторов и инвесторов. |
Уверенность в соблюдении интересов вкладчиков, инвесторов и банковской системы в целом |
Уверенность в сохранение запаса финансовой прочности банка |
С точки зрения менеджмента банка, наблюдается заинтересованность в сохранении постоянной работы, получении стабильной и высокой заработной платы.
Взгляд на надежный банк со стороны общества выражен действиями регулятора - Банка России, направленными как на соблюдении интересов вкладчиков и инвесторов, так и банковской системы страны в целом.
Проведенный анализ показал, что одним из основных вопросов предстоящего этапа развития БС (начиная с 2010 г.) является устойчивость. Поэтому следующий этап — этап устойчивого развития — будет строиться именно на этой основе.
Полезная информация:
Формы и виды перестрахования
По форме передачи рисков в перестрахование и оформления правовых взаимоотношений сторон (страховщика и перестраховщика) перестраховочные операции подразделяются на факультативные (необязательные), облигаторные (обязательные), факультативно-облигаторные и половые. В факультативной форме перестрахова ...
Хеджирование
Хеджирование означает действие по уменьшению или компенсации подверженности риску. Основная задача хеджирования - защита от неблагоприятных изменений процентных ставок. Более узкой задачей является получение прибыли вследствие благоприятных изменений процентных ставок. Решение о хеджировании риска ...
Организация и учет кассовых операций
Структура и функции кассового хозяйства. Организация управления кассовой наличностью в КБ. Отдел кассового обслуживания (ОКО) организует работу по обслуживанию в местной и иностранной валюте предприятий, объединений, организаций, населения и других, имеющих счета в КБ в соответствии с правилами вед ...