Цель моей курсовой работы – проанализировать понятие факторинг, а именно, рассмотреть основные его аспекты: определение, схему выполнения, предмет договора, стороны договора, отношения между участниками договора, пример, когда может возникнуть спорная ситуация по договору факторинга.
Основной причиной, по которой я выбрала эту тему, является то, что я уже знакома с этим типом операции финансирования под уступку денежного требования. Готовила доклад по этой теме для предмета теория организации. Там я рассматривала факторинг с точки зрения экономической выгоды для организации в сравнении с обычным кредитом. Мне стало интересна правовая сторона этого понятия.
Безусловно, факторинг - один из наиболее перспективных видов банковских услуг, рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики. Термин «факторинг» от английского — посредник, агент.
В мировой практике договор факторинга применяется давно и довольно активно. Самый передовой опыт зарубежных стран, по мнению современных правоведов, был использован при составлении нового российского Гражданского кодекс и включен в него.
На отношения по договору факторинга распространяются как частные правила, установленные главой 43 части второй Гражданского кодекса РФ, так и общие положения об уступке требования, определенные в ст.ст. 388-390 части первой ГК.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: рассмотреть наиболее полно договор факторинга, разобрать все возможные аспекты отношений между участниками факторинга, определить разницу между цессией и факторингом, выяснить, насколько выгодна эта операция для всех ее участников. Мне довольно легко было найти информацию по своей теме, т. к. она хорошо освещена в журналах, научной литературе, не смотря на то, что факторинг стал практиковаться в нашей стране сравнительно недавно. Некоторые банки, коммерческие организации даже выпускают свои журналы конкретно по этой операции.
Факторинговые операции возникли на основе коммерческого кредита, который предоставляется продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Изменение требований к расчетам с точки зрения ускорения оборота средств вызвали необходимость для поставщиков искать пути решения проблемы дебиторской задолженности. Факторинг является сравнительно новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска при организации платежей. Коммерческие банки, развивая эти операции, дополняют их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг клиентов банка, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.
Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.
Факторинг дает клиенту возможность:
Ø пополнить оборотные средства (за счет уже поставленной продукции);
Ø увеличить объем реализации продукции;
Ø более эффективно планировать финансово-хозяйственную деятельность;
Ø ускорить оборачиваемость активов и собственных средств;
Ø сократить затраты на управление дебиторской задолженностью;
Рассмотрим характер и содержание отношений, возникающих по договору финансирования под уступку денежного требования более детально и сами убедимся в этом.
Полезная информация:
Зеленая Карта
С 01.01.2009 года в Российской Федерации действует международная система страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств «Зеленая карта». Этот вид страхования необходим как юридическим, так и физическим лицам, выезжающим за рубеж на автомобиле для осуществления перевозок, де ...
Эмитент карт
Эмитент банковских карт осуществляет их выпуск, открытие карточных счетов и расчетно-кассовое обслуживание клиентов при совершении операций с использованием банковских карт. Наименование и логотип эмитента обязательно должны присутствовать на банковской карте. В качестве эмитента карт для физически ...
Банковское кредитование малого бизнеса в России
Наличие развитого сектора малого бизнеса (МБ) является обязательным условием успешного функционирования национальной экономики. В экономически развитых странах малые предприятия выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких, как обеспечение занятости, формирование конкурентной сред ...