Государственное регулирование является необходимым элементом и принципом организации страхового дела в любой стране. Целью государственного регулирования является обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создания необходимых условий для деятельности страховщиков различных организационно-правовых форм, защита интересов страхователей.
Основным требованием к страховщику является его финансовая устойчивость. Под финансовой устойчивостью страховой компании понимается такое состояние ее финансовых ресурсов, при котором страховщик в состоянии своевременно и в предусмотренном объеме выполнять взятые на себя текущие и будущие финансовые обязательства перед всеми субъектами за счёт собственных и привлечённых средств.
Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» посвящает целую главу обеспечению финансовой устойчивости страховщиков, согласно которой гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по страхованию, сострахованию, перестрахованию, взаимному страхованию; собственные средства; перестрахование.
На финансовую устойчивость страховой компании влияют внешние и внутренние факторы. Особое значение приобретают, прежде всего, внешние обстоятельства, которые компания не может изменить и к которым вынуждена приспосабливаться.
К числу внешних факторов относятся: общее состояние национальной экономики, состояние страхового рынка, государственное регулирование страховой деятельности, конъюнктура страхового и фондового рынков, платёжеспособность и потребительские предпочтения населения.
К внутренним факторам обеспечения финансовой устойчивости относят: размер страховой организации, её специализация, развитость и устойчивость клиентской базы, организационная структура управления, сбалансированность страхового портфеля, состав и структура страховых резервов, тарифная политика, перестраховочная политика, инвестиционная политика, управление расходами.
Финансовая устойчивость - это способность страховой компании восстанавливать свою платёжеспособность при её нарушении, это сохранение платёжеспособности в целом за определённый период времени при возможном нарушении её в отдельные моменты внутри этого периода.
Финансовая устойчивость страховой компании — это такое состояние её финансовых ресурсов и методов их организации и управления, при котором страховщик осуществляет выполнение принятых обязательств, прежде всего, страховых, в случае воздействия неблагоприятных внешних и/или внутренних факторов, изменении экономической конъюнктуры. При этом характерной особенностью страхового бизнеса является то, что, с одной стороны, страхование как основной вид услуг страховой компании выступает одним из методов управления риском, а с другой — страховая компания как субъект рынка сама потенциально подвержена целому ряду рисков. Таким образом, страховая компания, выступая элементом системы риск - менеджмента, в значительной степени сама нуждается в механизмах управления собственными рисками.
Финансовую устойчивость страховых компаний обеспечивает совокупность четырех механизмов: страховые тарифы, страховые резервы, собственные средства страховщиков, перестрахование.
Собственные средства страховщиков включают в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал и нераспределенную прибыль. К перечисленным элементам могут быть добавлены фонд социальной сферы и фонд накопления. Формирование собственного капитала осуществляется путём внесения взносов учредителями и последующего пополнения из прибыли от страховой деятельности, доходов от инвестирования средств, а также путем дополнительной эмиссии акций. Характерным для собственных средств является то, что они свободны от каких-либо внешних обязательств. Эти средства обеспечиваются активами (вложениями), соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности.
Полезная информация:
Предмет договора факторинга
По смыслу п.1 ст.824 ГК при заключении договора факторинга одна сторона (финансовый агент) передает или же обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства, в то время как клиент в обмен на эти средства уступает или обязуется уступить финансовому агенту имеющееся у него денежное требов ...
Баланс КБ и принципы его построения. Управление
ликвидностью баланса КБ
Принципы построения и содержания банковского баланса. Характеристика разделов баланса банка. Виды банковских балансов (ежедневные, декадные, за месяц, квартал, год). Формирование документов дня КБ для составления ежедневного баланса. Баланс банка характеризует денежное выражение состояния ресурсов ...
История возникновения корпорации
В XVII веке Лондон был центром мореходства, в этом крупнейшем порту мира торговые суда непрерывно швартовались или отплывали в разные стороны света. В то же время в Европе употребление кофе только еще входило в моду - в 1689 году, когда Эдвард Ллойд открыл кофейню на Тауэр-стрит, что рядом с доками ...