Сущность, цели и задачи денежно-кредитной политики

Банковская система » Денежно-кредитная политика РБ » Сущность, цели и задачи денежно-кредитной политики

Страница 2

Для реализации конечных целей органы денежно-кредитного регулирования формулируют монетарные (промежуточные) цели:

ü регулирование массы (предложения) денег: либо непосредственно одного из денежных агрегатов, либо денежной базы в определенной трактовке, либо общего для одного из основных параметров чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования;

ü регулирование цены денег на внутреннем рынке (процентных ставок и доходности инструментов финансового рынка);

ü регулирование обменного курса национальной валюты (т.е. внешней цены национальной валюты).

В Республике Беларусь на 2008 год основными целями денежно-кредитной политики являются защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Кроме промежуточных целей, в литературе и на практике часто выделяют и реализуют операционные (тактические) цели.

Регулирующее воздействие на денежно-кредитную систему можно разделить на две группы:

· регулирование структуры системы, которое осуществляется на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок функционирования объекта регулирования, – это лицензирование, разработка плана счетов, порядок осуществления бухгалтерского учета и отчетности, порядок осуществления платежей и расчетов, ограничения на порядок осуществления банковских операций и т.д.;

· регулирование финансово-экономических показателей.

В первой группе регулирующих воздействий, влияющих на финансово-экономические показатели, можно выделить внешние факторы воздействия (на них Национальный банк непосредственно влиять не может, но учитывать при выработке собственных регулирующих воздействий должен). Это нормы различных налоговых отчислений, нормы прибыли для субъектов хозяйствования. В другую подгруппу входят регулирующие воздействия Национального банка, которые должны обеспечивать достижение целей проводимой им денежно-кредитной политики. Как правило, регулирующие воздействия этой группы базируются на учете поведения субъектов финансовой деятельности, на финансовых рынках, рынках товаров и услуг.

Имеющиеся в распоряжении центрального банка инструменты денежно-кредитного регулирования различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение и спрос на деньги), по своей форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (косвенные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные). Все эти методы используются в единой системе. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика государства, деятельность центрального банка может быть направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). [21, c. 178]

Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры. При помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в период подъемов.

По форме инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка, и направленные на ограничения сферы деятельности кредитного института. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные инструменты отличаются большей гибкостью, по сравнению с административными, но результаты их применения не являются мгновенными и не всегда адекватны намеченной цели.

Страницы: 1 2 3


Полезная информация:

Нормативно-правовое регулирование кредитной деятельности банка
Для сводной оценки качества кредитного портфеля банк должен выбрать систему показателей из перечисленных и обозначить их значимость (вес в процентах). Сводная оценка кредитного портфеля определяется в баллах на основе взвешивания группы качества показателя и его значимости и суммирования полученных ...

Подготовительный этап заключения договора
Основой осуществления факторинговых операций является договор факторинга. При решении вопроса о заключении договора о факторинговом обслуживании с поставщиком, необходимо получить информацию о: · производит ли поставщик товары или оказывает услуги, пользующиеся спросом и высокого качества; · имеет ...

Нормативно – правовое регулирование процентной политики
Банки являются юридическими лицами и экономически - самостоятельны. Они проводят собственную процентную политику по отношению к каждому конкретному клиенту, конечным результатом которой является получение прибыли, как основной цели в условиях рыночных отношений. Экономическая и правовая ответственн ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru