В последние годы в государственной жилищной политике в Самаре наметились определенные сдвиги. Все более отчетливо вырисовываются контуры будущей системы обеспечения населения жильем. Одним из ее существенных элементов является жилищное ипотечное кредитование как наиболее эффективный инструмент в решении многих проблем, связанных с обеспечением граждан жильем.
Классические, апробированные во многих странах модели ипотеки в силу ряда обстоятельств пока не могут быть применены в полном объеме в российской практике. Слабое развитие кредитной системы, низкие доходы и, соответственно, недостаточный платежеспособный спрос населения на жилье в совокупности с отсутствием накоплений заставили органы власти г. Самара, а также строительные компании искать иные пути решения проблемы финансирования строительства жилья.
Можно выделить следующие основные подходы к решению проблемы привлечения средств населения в жилищную сферу и повышения доступности жилья в г. Самара.
Инициатива такого способа привлечения средств населения принадлежит застройщикам. В условиях снижения платежеспособного спроса на жилье и ограниченности банковского кредитования застройщики, решая проблемы обеспечения ликвидности построенного жилья и собственного выживания, стали самостоятельно напрямую привлекать денежные ресурсы населения на условиях долевого участия в строительстве или путем продажи в рассрочку уже готового жилья. Рассрочка предоставляется в среднем на 1-2 года на сумму от 30 до 50% стоимости жилья. В случае предоставления рассрочки право собственности на жилье переходит к покупателю лишь после его полной оплаты.
В данной схеме существует реальная возможность неоправданного затягивания возведения жилья, что позволяет строителям фактически бесплатно пользоваться привлеченными средствами граждан. Существует также риск незавершения строительства или удорожания жилья в ходе строительства.
Учитывая имеющийся зарубежный опыт, некоторые банки попытались разработать и внедрить проекты долгосрочных целевых жилищных накопительных схем, предполагающих сочетание накопительной и ипотечной программ.
Смысл программы жилищных сбережений заключается в следующем:
гражданин заключает с банком договор, в соответствии с которым он берет на себя обязательство за определенный срок (свыше одного года) накопить определенную сумму денег, которая явится первоначальным взносом при получении ипотечного кредита;
банк берет на себя обязательство предоставить клиенту ипотечный кредит на приобретение жилья в случае выполнения им условий накопления и соответствия требованиям банка при выдаче ипотечных кредитов.
Многие банки рассматривают открытие долгосрочных жилищных накопительных счетов как первый этап работы с клиентом в процессе кредитования, позволяющий собрать дополнительную информацию о доходах клиента, его платежеспособности, источниках получения средств. Учитывая преимущества жилищных вкладов и их благоприятную роль в формировании аналогов кредитных историй, банки проявляют значительный интерес к жилищным сберегательным программам и начинают рассматривать их как неотъемлемый элемент своей кредитной деятельности.
Отмечая положительную роль накопительных счетов как источника привлечения банками долгосрочных ресурсов, нельзя не сказать, что в существующей в стране ситуации граждане опасаются вкладывать значительные денежные средства на долгосрочные накопительные депозиты как в связи с продолжающейся инфляцией, так и в силу определенного недоверия к банковским институтам. Кроме того, у нас отсутствует государственная система поддержки жилищных накоплений и гарантий сохранности вкладов в той форме, как это имеет место в других странах, например в Германии или во Франции.
Полезная информация:
Организационная структура
Организационная структура банка сформировалась с момента начала осуществления деятельности, однако с течение времени она постоянно меняется, и совершенствуется. В 2008 году в целях реализации стратегических планов Банка, повышения эффективности подразделений и качества управления в Банке была начат ...
Правовой статус Центрального Банка РФ
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Ст ...
Как рассчитывается страховой тариф по рисковым видам страхования
Страховые тарифы по рисковым видам страхования рассчитываются по «Методике расчета тарифных ставок», утвержденной распоряжением Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 8 июня 1993 г. и рекомендованной страховым организациям для расчета страховых тарифов. По данной методик ...