Проблемы ипотечного жилищного кредитования в России

Страница 3

Ипотека как таковая представляет собой финансовые обязательства, обеспеченные залогом приобретенной недвижимости. Принято считать, что в мире существует две основные модели ипотечного кредитования: американская

(двухуровневая), и германская (своего рода система ссудо-сберегательных касс и кооперативов). В полной мере у нас в стране ни одна из этих моделей не реализована, хотя более приемлема, по-видимому, американская – через федеральные ипотечные агентства. В целом же, ипотека как инструмент обеспечения населения жильем оправдала себя во всем мире.

Тенденции последних лет говорят о том, что и в нашей стране она приобретает все большую популярность. Американская двухуровневая модель рефинансирования работает следующим образом: «Для того, чтобы приобрести недвижимость, вы получаете кредитный ресурс, приобретаете квартиру, регистрируете право собственности, а приобретаемый (или имеющийся) объект недвижимости передается в залог банку с оформлением соответствующей ценной бумаги – Закладной. Выкупить ее может иной другой финансовый институт, в нашем случае – это АИЖК (Москва). На первом этапе мы предоставляем финансовый ресурс Заемщику на основе кредитного договора либо на основе договора займа, после чего рефинансируем закладную в Москву. Агентство ипотечного жилищного кредитования организует выпуск ипотечных ценных бумаг и выставляет их на рынок, тем самым получая более дешевый денежный ресурс, и эти деньги возвращаются к первичным кредиторам – банкам, которые выдают кредит заемщику. По этой схеме действует ипотека по всей стране. Юридически АИЖК и НОАИЖК – разные лица, но работаем мы в одной системе, при этом 100% акций АИЖК принадлежит правительству Российской Федерации, а 70% акций НОАИЖК – Администрации Новосибирской области».

Анализируя структуру гражданско-правовой базы ипотечного кредитования в России, можно заключить, что развитие залогового кредитования жилья у нас направлено на создание вторичного ипотечного рынка [44, c. 215-221]. В этой модели источником финансовых ресурсов является вторичный рынок ценных бумаг, обеспечением которых выступают закладные на недвижимость. Государству при этом отводится решающая роль в формировании инфраструктуры рынка ценных бумаг, поддержании его устойчивости.

На сегодняшний день можно сформулировать ряд правовых проблем, тормозящих развитие двухуровневой модели ипотечного кредитования [42, c. 39-47].

Во-первых, не до конца создан правовой механизм рефинансирования ипотечных кредитов путем выпуска ипотечных ценных бумаг. Принятие Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» предполагало участие АИЖК в эмиссии ипотечных ценных бумаг. Однако противоречия, которые содержал данный закон до последнего времени и другие нормативные правовые акты в области ипотеки, пока не позволили запустить механизм рефинансирования ипотечных кредитов. Облигации, которые эмитирует сегодня АИЖК, обеспечены государственными гарантиями, а не закладными на недвижимость.

Во-вторых, у региональных властей отсутствует гражданско-правовая база по развитию ипотечного кредитования в регионах. Подтверждением этого является тот факт, что федеральное АИЖК было создано в 1997 г., а деятельность региональных операторов началась только в 2003 г. Это объясняется тем, что у региональных властей, как правило, не разработаны и не приняты комплексные программы о рынке доступного жилья. Однако именно региональные власти обладают всеми полномочиями проведения жилищной политики на местах с учетом региональных особенностей ситуации на рынке недвижимости.

Таким образом, для решения поставленных правовых проблем, тормозящих развитие ипотеки по схеме АИЖК, необходимо совершенствование федерального законодательства, которое в свою очередь должно базироваться на комплексных программах о рынке доступного жилья в регионах. Региональные программы должны определить рыночные и административные методы государственного воздействия на рынок жилья в целях повышения его устойчивости и, соответственно, доступности.

Страницы: 1 2 3 4


Полезная информация:

Правосубъектность ЦБ РФ в сфере организации наличного денежного обращения
Правосубъектность Ванна России в сфере организации наличного денежного обращения определяется Конституцией РФ и федеральными законами. В соответствии с п. 1 ст. 75 Конституции РФ осуществление денежной эмиссии в Российской Федерации является исключительной компетенцией Банка России. Эмиссионная фун ...

Минимальный размер уставного капитала
Для регистрации коммерческого банка устанавливается минимальный размер уставного капитала в сумме, эквивалентной 1 млн ЕВРО. Действующие коммерческие банки должны были увеличить свой уставной капитал до 1 млн ЕВРО и осуществить перерегистрацию до 1 января 1998 г. Минимальный размер уставного капита ...

Анализ денежно-кредитной политики Национального Банка 2009-2010г
Проведение сбалансированной политики, то есть постепенный отказ от дальнейшей значительной поддержки государством экономики, позволил восстановить темпы экономического роста при сохранении ценовой стабильности. При этом восстановление роста ожидается медленным, несмотря на улучшение экономических и ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru