Экономической основой социального обеспечения нетрудоспособных граждан в России служит система государственного социального страхования. Она включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, безработице, медицинского обслуживания и т.д.
Для реализации всего комплекса правовых аспектов социального обеспечения по разным направлениям созданы государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования.
Доминирующее положение по объему средств и числу получателей в системе государственного социального страхования занимает пенсионное обеспечение, на нужды которого расходуется 72,5% всех поступающих страховых взносов. Численность получателей пенсий превысила в 2002 году 38,4 млн. человек.
При этом ключевая роль в реформируемой пенсионной системе отводится Пенсионному фонду России, поскольку он выполняет функции государственного страховщика по обязательному пенсионному страхованию граждан.
В процессе своей деятельности по управлению средствами пенсионного страхования ПФР взаимодействует с различными органами законодательной, исполнительной власти и другими организациями (см.схему).
До принятия в мае 2001 г. уточненной Программы пенсионной реформы, первым звеном которой стало объединение функций по назначению пенсий с ПФР, структура органов пенсионного обеспечения включала:
- ПФР, имеющий Отделения в каждом регионе;
- органы социального обеспечения населения, осуществляющие непосредственно назначение и выплату пенсий.
В настоящее время в процессе финансово-хозяйственной деятельности органы ПФР взаимодействуют со следующими организациями и учреждениями:
· Министерство по налогам и сборам, отделения которого осуществляют контроль за сбором и перечислением в ПФР средств через специальный счет ПФР в государственном казначействе;
· Центральный банк РФ, через расчетно-кассовые центры которого ПФР осуществляет основной объем финансовых операций, и в отделениях которого имеет свои счета;
· Федеральная служба почтовой связи, через отделения которой осуществляется выплата и доставка большинства видов пенсий (80%);
· региональные отделения Сбербанка России, которые также производят выплаты значительной части пенсий и пособий (20%);
· центральные и региональные органы Федерального казначейства, с которыми ПФР взаимодействует в процессе аккумуляции и перераспределения средств бюджета ПФР на выплату пенсий;
· финансово-кредитные учреждения, с которыми Пенсионный фонд и его региональные отделения взаимодействуют в работе по погашению просроченной задолженности плательщиков.
Организация управления средствами пенсионного страхования, по оценкам экспертов должна осуществляться органом, который отвечает следующим требованиям:
1. Организационная структура должна обеспечивать максимальную централизацию функций
и одновременно создавать возможность предоставления качественных услуг населению и страхователям, в том числе с учетом специфики обслуживаемого контингента граждан (пенсионеры, инвалиды).
2. Звенность территориальных органов в регионах должна учитывать размеры территории, плотность населения, состояние коммуникаций. Целесообразно по этим параметрам сгруппировать регионы в несколько категорий.
Полезная информация:
Проблемные стороны дистанционного банка и Интернет-банкинга
В последнее время наблюдается отток клиентов из данных банков. Оказалось, что главное их преимущество - виртуальность - является одновременно и главным недостатком. Основной причиной, заставляющей их расставаться с таким банком, клиенты называют невозможность человеческого общения. По общему призна ...
Причины, препятствующие росту кредитования малого бизнеса, и способы их
устранения
Можно выделить несколько причин, препятствующих массовой работе кредитных организаций с малым бизнесом. 1) Высокая степень риска Широко распространено мнение о высокой степени риска при работе с малыми заемщиками. Однако данные ряда банков, специализирующихся на кредитовании малого бизнеса, опровер ...
Понятие качества кредитного портфеля
Важнейшим показателем уровня организации кредитного процесса является качество кредитного портфеля. Для раскрытия содержания качества кредитного портфеля обратимся к толкованию термина "качество". Качество — это: 1) свойство или принадлежность, все, что составляет сущность лица или вещи; ...