Экономической основой социального обеспечения нетрудоспособных граждан в России служит система государственного социального страхования. Она включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, безработице, медицинского обслуживания и т.д.
Для реализации всего комплекса правовых аспектов социального обеспечения по разным направлениям созданы государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, фонд обязательного медицинского страхования.
Доминирующее положение по объему средств и числу получателей в системе государственного социального страхования занимает пенсионное обеспечение, на нужды которого расходуется 72,5% всех поступающих страховых взносов. Численность получателей пенсий превысила в 2002 году 38,4 млн. человек.
При этом ключевая роль в реформируемой пенсионной системе отводится Пенсионному фонду России, поскольку он выполняет функции государственного страховщика по обязательному пенсионному страхованию граждан.
В процессе своей деятельности по управлению средствами пенсионного страхования ПФР взаимодействует с различными органами законодательной, исполнительной власти и другими организациями (см.схему).
До принятия в мае 2001 г. уточненной Программы пенсионной реформы, первым звеном которой стало объединение функций по назначению пенсий с ПФР, структура органов пенсионного обеспечения включала:
- ПФР, имеющий Отделения в каждом регионе;
- органы социального обеспечения населения, осуществляющие непосредственно назначение и выплату пенсий.
В настоящее время в процессе финансово-хозяйственной деятельности органы ПФР взаимодействуют со следующими организациями и учреждениями:
· Министерство по налогам и сборам, отделения которого осуществляют контроль за сбором и перечислением в ПФР средств через специальный счет ПФР в государственном казначействе;
· Центральный банк РФ, через расчетно-кассовые центры которого ПФР осуществляет основной объем финансовых операций, и в отделениях которого имеет свои счета;
· Федеральная служба почтовой связи, через отделения которой осуществляется выплата и доставка большинства видов пенсий (80%);
· региональные отделения Сбербанка России, которые также производят выплаты значительной части пенсий и пособий (20%);
· центральные и региональные органы Федерального казначейства, с которыми ПФР взаимодействует в процессе аккумуляции и перераспределения средств бюджета ПФР на выплату пенсий;
· финансово-кредитные учреждения, с которыми Пенсионный фонд и его региональные отделения взаимодействуют в работе по погашению просроченной задолженности плательщиков.
Организация управления средствами пенсионного страхования, по оценкам экспертов должна осуществляться органом, который отвечает следующим требованиям:
1. Организационная структура должна обеспечивать максимальную централизацию функций
и одновременно создавать возможность предоставления качественных услуг населению и страхователям, в том числе с учетом специфики обслуживаемого контингента граждан (пенсионеры, инвалиды).
2. Звенность территориальных органов в регионах должна учитывать размеры территории, плотность населения, состояние коммуникаций. Целесообразно по этим параметрам сгруппировать регионы в несколько категорий.
Полезная информация:
Виды кредитов и порядок их предоставления
Кредиты (ссуды) подразделяются на: ссуды банков на оплату труда, различных выплат и льгот; вексельные кредиты; онкольный кредит; авалирование банком векселей; кредитование в порядке открытия кредитной линии; кредитование заказчиков и подрядных организаций; бланковые кредиты; контокоррентный кредит. ...
Основные цели деятельности, функции и операции Банка России
Центральные банки являются главным звеном денежно-кредитных систем практически всех стран, имеющих банковские системы. Особые место и роль центрального банка в финансовой системе современного государства определяются уровнем и характером развития рыночных отношений, при этом он всегда является орга ...
Формирование доходов ФФОМС и их анализ
Управление формирования доходов по ОМС принимает участие в разработке перспективных планов развития системы ОМС. Осуществляет расчет доходной части бюджета ФОМС на основании макроэкономических показателей Минэкономразвития России. Осуществляет анализ поступления финансовых средств по ОМС, организац ...