Рассмотрение рынка банковских услуг как совокупности взаимосвязанных элементов, позволяет сделать вывод о необходимости наличия всех элементов для развития рынка и определить факторы, оказывающие на него влияние, в числе которых - государственное регулирование банковской деятельности, состояние конкуренции, наличие необходимой инфраструктуры. На основании данного подхода возможно дальнейшее структурирование банковского рынка, исходя из объектов и субъектов рынка.
Рынок банковских услуг можно детализировать, используя в качестве критерия покупателей услуг и выделить следующие сегменты:
услуги корпоративным клиентам (юридическим лицам);
финансовым организациям;
физическим лицам.
Частные лица являются активными участниками финансового рынка, выступая в качестве покупателей финансовых услуг. "Розничная" составляющая рынка финансовых услуг в странах с развитой рыночной экономикой достигает одной четвертой всего рынка, превращаясь, таким образом, в самостоятельный рынок с масштабным оборотом [9, с.44]
Рынок услуг физическим лицам также не является однородным и включает услуги физическим лицам - предпринимателям, персональные услуги частным лицам, розничные банковские услуги.
Рынок розничных банковских услуг является сложной, изменяющейся и развивающейся системой. Ключевыми субъектами рынка выступают коммерческие банки. Значительная доля рынка принадлежит почте, осуществляющей коммунальные и другие платежи, переводы денежных средств.
Объектом купли-продажи на банковском рынке выступают банковские услуги. Многообразие и постоянное расширение предлагаемых услуг требуют их классификации.
Банковские услуги можно подразделить на специфические и неспецифические. Специфическими услугами являются те, что вытекают из специфики деятельности банка как особого предприятия и выполнением особых функций по аккумуляции ресурсов, регулированию денежного обращения, посредничества. К специфическим услугам традиционно относятся депозитные, кредитные и расчетные услуги.
Промежуточное положение между традиционными и нетрадиционными услугами занимают дополнительные услуги. К их числу относят валютные, операции с ценными бумагами, драгоценными камнями и металлами. В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги: доверительные, предоставление гарантий, услуги по предоставлению сейфов и другие.
По экономическому содержанию выделяют депозитные, кредитные, расчетные, инвестиционные и прочие услуги. Депозитные услуги предоставляют клиенту возможность получения дополнительного дохода при помещении временно-свободных денежных средств во вклады. Кредитные услуги связаны с предоставлением банком клиенту денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, платности, срочности. Расчетно-кассовое обслуживание включает открытие и ведение счетов клиентов, а также осуществление расчетов наличными деньгами.
Таблица 1 - Классификация банковских услуг
Критерии классификации |
Тип предоставляемых услуг |
В зависимости от соответствия специфике банковской деятельности |
Специфические (традиционные) Неспецифические (нетрадиционные) |
По экономическому содержанию |
Депозитные Кредитные Расчетно-кассовые Инвестиционные Прочие |
В зависимости от решаемых задач |
Стратегические Текущие Оперативные Специальные |
В зависимости от направленности на удовлетворение потребностей |
Прямые Косвенные или сопутствующие Услуги, приносящие доход или снижение издержек |
По степени сложности |
Простые Требующие определенных знаний и навыков |
В зависимости от платы за предоставленные услуги |
Платные Бесплатные |
Полезная информация:
Развитие сберегательных касс 1945–2001 годы
Сберегательные учреждения в послевоенные годы стали интенсивно разрастаться, что самое удивительное, особо активно этот процесс проходил в деревнях. Были проведены работы по ремонту помещений, предназначавшихся для сберкасс, было унифицировано штатное расписание, открывали новые учебные заведения, ...
Хранение денег и других ценностей
Хранение ценностей в подразделении инкассации Сумки с проинкассированной денежной наличностью (ценностями), кассеты с денежной наличностью, изъятые из банкоматов, электронных кассиров, автоматических сейфов, а также сумки и кассеты с денежной наличностью, предназначенные для подкрепления филиалов и ...
Анализ денежно-кредитной политики Национального Банка 2009-2010г
Проведение сбалансированной политики, то есть постепенный отказ от дальнейшей значительной поддержки государством экономики, позволил восстановить темпы экономического роста при сохранении ценовой стабильности. При этом восстановление роста ожидается медленным, несмотря на улучшение экономических и ...