Цели, функции и задачи банковского сектора в сфере обслуживания внешнеэкономической деятельности предприятий

Банковская система » Роль банковского сектора в современном развитии внешнеэкономической деятельности предприятий » Цели, функции и задачи банковского сектора в сфере обслуживания внешнеэкономической деятельности предприятий

Страница 1

Банковская система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостную совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свои особые функции, проводит свой перечень денежных операций (сделок), в результате чего весь объем потребностей клиентов в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности.

В структурном плане это следует понимать так, что в банковскую систему следует включать только те экономические организации, которые регулярно выполняют либо все или большинство, либо хотя бы отдельные банковские операции (сделки), т.е. банки (центральный и коммерческие) и и некредитные организации (НКО), а в качестве ее инфраструктуры - вспомогательные организации (специализированные организации, которые сами банковских операций не проводят, но обеспечивают деятельность банков и иных кредитных организаций: «торговые площадки», фирмы по аудиту банков, кредитные бюро, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и материалами, информацией, специалистами, агентства, консультирующие клиентов банков, обеспечивающие возврат банкам просроченных долгов, и т.д.) [8].

С учетом этого можно утверждать, что банковская система России включает в себя (без вспомогательных организаций):

• Банк России;

• Агентство страхования вкладов (АСВ) как элемент верхнего уровня банковской системы;

• отечественные коммерческие банки и НКО;

• филиалы и иные территориально удаленные подразделения (кроме представительств) отечественных коммерческих банков и НКО на территории РФ;

• зарубежные филиалы отечественных коммерческих банков и НКО;

• российские загранбанки и их филиалы за рубежом;

• действующие в России дочерние банки (и НКО) иностранных банков (и НКО), а также филиалы указанных дочерних организаций на территории РФ;

• действующие в России филиалы банков (и НКО), не являющихся резидентами РФ.

Много мнений обычно вызывает вопрос об уровнях банковской системы. Мировая и отечественная банковская практика и теория говорят, что совокупность действующих в стране банков и иных кредитных организаций может иметь одно-либо двухуровневую организацию. Первый уровень (ярус), верхний, - центральный банк (иногда этот уровень может включать в себя и некоторые другие элементы), второй уровень (ярус), нижний, базовый, - коммерческие банки и прочие кредитные организации (некредитные). Иных принципиальных вариантов не существует. Развитая банковская система как элемент рыночной экономики может быть только двухуровневой. Российская банковская система не исключение и придерживается данной концепции.

Любая банковская деятельность формально может быть определена как разрешенная законами и иными правоустанавливающими документами (лицензиями - для коммерческих кредитных организаций) специфическая или исключительная деятельность кредитных организаций, т.е. деятельность Центрального банка. Это означает, в частности, что банки проводят как собственно банковские (специфические, исключительные), так и некредитные (доступные всем субъектам хозяйствования) операции (сделки).

В содержательном плане банковская деятельность может быть раскрыта через следующие понятия.

Банковский продукт - конкретный способ, каким банк оказывает или готов оказывать ту или иную услугу нуждающемуся в, ней клиенту (организации), т.е. упорядоченный, внутренне согласованный и, как правило, документально оформленный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных действий (процедур), составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников банка (конкретных его подразделений) с обслуживаемым клиентом (организацией) [9].

Банковская операция - сами практические действия (упорядоченная, внутренне согласованная совокупность действий) работников банка в процессе обслуживания клиента (оказания ему заказанной конкретной услуги), форма воплощения в действительность банковского продукта. Другими словами, банковский продукт - не что иное, как банковская технология, то есть определенное умение сотрудников банка, которое может применяться, если это необходимо клиентам.

Банковская услуга - результат банковской операции, т.е. итог или полезный эффект банковской операции (целенаправленной трудовой деятельности сотрудников банка), состоящий в удовлетворении заявленной клиентом потребности.

В функциональном плане в указанном выше определении банковской системы акцент следует делать на ее вхождении в более широкую систему - экономику страны в целом. Это означает, что банковская система должна в важнейших своих параметрах соответствовать реальному сектору экономики. Исходя из этого следует, что реальный сектор и банковский сектор могут развиваться либо деградировать только вместе, а также основные проблемы банковской системы могут решаться лишь в том случае, если адекватно решаются проблемы остальной экономики и наоборот.

Страницы: 1 2


Полезная информация:

Баланс КБ и принципы его построения. Управление ликвидностью баланса КБ
Принципы построения и содержания банковского баланса. Характеристика разделов баланса банка. Виды банковских балансов (ежедневные, декадные, за месяц, квартал, год). Формирование документов дня КБ для составления ежедневного баланса. Баланс банка характеризует денежное выражение состояния ресурсов ...

Становление банковского дела в России XIV–XVII в.в
C 1535 по 1538 г. в Русском государстве была проведена первая реформа денежного обращения. Реформа проводилась от имени малолетнего великого князя Ивана Васильевича в период регентства его матери Елены Глинской, чье имя и приобрела первая денежная реформа российского государства. Целью реформы явля ...

Возникновение социального страхования в России
Социальное страхование – это система мер, направленная на обеспечение социальной защищенности занятого населения от возможного изменения материального или социального положения. Россия значительно позже многих западных стран ввела обязательное социальное страхование наемных работников. Как известно ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru