Социальное страхование и профсоюзы

Банковская система » Профсоюзы и социальное страхование » Социальное страхование и профсоюзы

Страница 2

Традиционно система социального страхования распространялась только на лиц, работающих по трудовому договору. Постепенно стали расширяться категории лиц, являющиеся застрахованными в порядке социального страхования. В 1964 году право на государственное социальное страхование получили ведущие колхозные кадры: председатели, специалисты и механизаторы.

Постановление Совета Министров и ВЦСПС от 27.03.1970 года закрепило введение системы социального страхования для всех членов колхозов. Данная система была построена на принципах государственного социального страхования, но имела ряд особенностей по видам и нормам обеспечения, порядку исчисления и выплаты пособий и др.

Отдельная «колхозная система» просуществовала вплоть до 1991 года, когда она была объединена с государственной. Тогда колхозники были полностью приравнены к рабочим и служащим в области социального страхования и пенсионного обеспечения.

В 80-х годах было введено ряд мер по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей. Работающие и обучающиеся матери стали получать частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, а позже - до полутора лет. Увеличивается продолжительность дородового отпуска до 70 дней, а срок выплаты пособия по уходу за больным ребенком - до 14 дней. Устанавливается выдача пособия по временной нетрудоспособности на весь период санаторного лечения ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет.

Важным правовым актом в рассматриваемый период стало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 года «О пособиях по государственному социальному страхованию», достоинство которого связано, прежде всего, с тем, что оно кодифицировало все изданные до сих пор правительственные решения по данному вопросу в виде Основных условий обеспечения пособиями. ВЦСПС было поручено утвердить Положение о порядке обеспечения указанными пособиями, а также предоставлено право разрешать в исключительных случаях выдачу пособий работникам, которым оно не могло быть назначено по общим правилам. Со временем ВЦСПС делегировал это право нижестоящим профсоюзным органам.

Анализ действовавших в то время нормативных актов показал непоследовательную смену подходов к организации социальной защиты, которая осуществлялась то на принципах социального страхования, то на принципах социального обеспечения.

Новый этап

в существовании профсоюзного движения в России начался с процесса воссоздания общероссийских профсоюзов в 1990 году. Учредительный съезд профсоюзов РСФСР провозгласил создание Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), которая объединила большинство российских отраслевых профсоюзов и территориальных профобъединений.

Рыночные реформы в России привели к совокупности взаимосвязанных социальных изменений в обществе – формированию новой социальной структуры, новых социально-трудовых отношений, востребованности новых принципов и методов их регулирования. Эти социальные процессы вызвали к жизни новые социальные институты или коренным образом изменили роль и место в обществе ранее существовавших социальных институтов.

В качественно новых социальных, экономических, политических условиях России профессиональные союзы приобрели новое положение и роль в обществе, функционируют как социальный институт нового демократического общества рыночной экономики;

В условиях формирования демократического, правового государства профессиональные союзы, в соответствии с Федеральным законом Российской федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (см. ст.2, ст.5) стали «добровольным общественным объединением граждан,… создаваемым в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов», «… независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, им не подотчетны и не подконтрольны».

В Законе определены основные права профсоюзов:

1. На представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников;

2. На содействие занятости;

3. На ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением;

4. На урегулирование коллективных трудовых споров;

5. Профсоюзы имеют равные, с другими социальными партнерами, права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и др.;

Страницы: 1 2 3


Полезная информация:

Цели и задачи фонда, которые обеспечиваются средствами ФСС
На основании Положения о Фонде социального страхования от 12.02.1994 года № 101 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.08.2005 N 484) Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется - Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. ...

Сущность и виды платежных систем
В рыночных условиях особую актуальность приобретают вопросы четкой организации денежных расчетов, поскольку кругооборот денежных средств играет огромную роль в хозяйственной жизни предприятия любой формы собственности. Переход от административно-командной системы управления экономикой к рыночным от ...

Кредитоспособность клиента как основа возврата банковской ссуды
Кредитоспособность клиента коммерческого банка — способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). В отличие от его платежеспособности она не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-то дату, а прогнозирует способность к ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru