Социальное страхование и профсоюзы

Банковская система » Профсоюзы и социальное страхование » Социальное страхование и профсоюзы

Страница 2

Традиционно система социального страхования распространялась только на лиц, работающих по трудовому договору. Постепенно стали расширяться категории лиц, являющиеся застрахованными в порядке социального страхования. В 1964 году право на государственное социальное страхование получили ведущие колхозные кадры: председатели, специалисты и механизаторы.

Постановление Совета Министров и ВЦСПС от 27.03.1970 года закрепило введение системы социального страхования для всех членов колхозов. Данная система была построена на принципах государственного социального страхования, но имела ряд особенностей по видам и нормам обеспечения, порядку исчисления и выплаты пособий и др.

Отдельная «колхозная система» просуществовала вплоть до 1991 года, когда она была объединена с государственной. Тогда колхозники были полностью приравнены к рабочим и служащим в области социального страхования и пенсионного обеспечения.

В 80-х годах было введено ряд мер по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей. Работающие и обучающиеся матери стали получать частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, а позже - до полутора лет. Увеличивается продолжительность дородового отпуска до 70 дней, а срок выплаты пособия по уходу за больным ребенком - до 14 дней. Устанавливается выдача пособия по временной нетрудоспособности на весь период санаторного лечения ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет.

Важным правовым актом в рассматриваемый период стало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 года «О пособиях по государственному социальному страхованию», достоинство которого связано, прежде всего, с тем, что оно кодифицировало все изданные до сих пор правительственные решения по данному вопросу в виде Основных условий обеспечения пособиями. ВЦСПС было поручено утвердить Положение о порядке обеспечения указанными пособиями, а также предоставлено право разрешать в исключительных случаях выдачу пособий работникам, которым оно не могло быть назначено по общим правилам. Со временем ВЦСПС делегировал это право нижестоящим профсоюзным органам.

Анализ действовавших в то время нормативных актов показал непоследовательную смену подходов к организации социальной защиты, которая осуществлялась то на принципах социального страхования, то на принципах социального обеспечения.

Новый этап

в существовании профсоюзного движения в России начался с процесса воссоздания общероссийских профсоюзов в 1990 году. Учредительный съезд профсоюзов РСФСР провозгласил создание Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), которая объединила большинство российских отраслевых профсоюзов и территориальных профобъединений.

Рыночные реформы в России привели к совокупности взаимосвязанных социальных изменений в обществе – формированию новой социальной структуры, новых социально-трудовых отношений, востребованности новых принципов и методов их регулирования. Эти социальные процессы вызвали к жизни новые социальные институты или коренным образом изменили роль и место в обществе ранее существовавших социальных институтов.

В качественно новых социальных, экономических, политических условиях России профессиональные союзы приобрели новое положение и роль в обществе, функционируют как социальный институт нового демократического общества рыночной экономики;

В условиях формирования демократического, правового государства профессиональные союзы, в соответствии с Федеральным законом Российской федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (см. ст.2, ст.5) стали «добровольным общественным объединением граждан,… создаваемым в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов», «… независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, им не подотчетны и не подконтрольны».

В Законе определены основные права профсоюзов:

1. На представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников;

2. На содействие занятости;

3. На ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением;

4. На урегулирование коллективных трудовых споров;

5. Профсоюзы имеют равные, с другими социальными партнерами, права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и др.;

Страницы: 1 2 3


Полезная информация:

Законодательство о личном страховании
В большинстве стран (США, ФРГ, Япония, Великобритания и др.) личное страхование занимает первое место среди других отраслей страхования по объемам собираемой премии. Данные виды страхования выполняют важную социальную функцию, поскольку затрагивают интересы каждого человека. Поэтому во всех странах ...

Роль золота в деятельности коммерческих банков
Золото играет очень важную роль в финансовой политике Российской Федерации. Аффинированное золото в слитках, находящееся в федеральной собственности, образует золотой запас Российской Федерации. Он предназначен для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстремальных потребн ...

Анализ кредитной политики АО «Нурбанк»
Банки работают в основном на привлеченных средствах. При этом на первом-втором местах по значимости источников привлечения средств находятся деньги населения и остатки средств на счетах юридических лиц, а далее – средства, привлекаемые с помощью ценных бумаг банков, межбанковские кредиты и депозиты ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru