Функционирование рынка ценных бумаг

Банковская система » Функционирование рынка ценных бумаг

Страница 5

Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, регулируются Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который определяет признаки ограничения конкуренции, формулирует понятия конкурентной цены финансовой услуги, устанавливает ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Нормы права, регулирующие отношения на рынке ценных бумаг, содержатся также в Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и др. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе Российской Федерации содержатся нормы об административной и уголовной ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг.

Важную роль в регулировании различных аспектов деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг играют саморегулируемые организации, утверждающие правила и стандарты осуществления своими членами профессиональной деятельности, в том числе операций с ценными бумагами и операций, связанных с заключением и исполнением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.[1]

Одной из важнейших проблем правового регулирования рынка ценных бумаг является проблема его эффективного государственного регулирования. Сегодня государственное регулирование деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется двумя органами: ФСФР и Банком России.

Как отмечает О.В. Васильева, "регулирование является важнейшим фактором, определяющим особенности операций коммерческих банков с ценными бумагами, поскольку именно формы государственного регулирования рынка ценных бумаг предопределили существование двух систем фондового рынка, различающихся степенью участия банков в сделках с ценными бумагами".[2]

Законодательство о рынке ценных бумаг ожидают значительные перемены, если будет реализовано обсуждаемое сейчас в Правительстве РФ предложение о создании единого мегарегулятора финансового рынка России в лице Центрального банка РФ.

Являясь сегментом финансового рынка, рынок ценных бумаг, с одной стороны, обеспечивает интересы частных лиц, предоставляя им возможность заключать гражданско-правовые договоры по ценным бумагам, с другой - определяет стабильность развития экономики страны и выступает дополнительным источником финансирования остальных частей финансового рынка. Наличие публичного интереса обязывает государство в лице его органов осуществлять контрольно-надзорную и стимулирующую политику на фондовом рынке.

В связи с этим невозможно однозначно определить, к какой отрасли права относится рынок ценных бумаг: к частной (jus privatum) или к публичной (jus publicum). От решения данного вопроса зависит степень влияния административной власти на данный вид рынка.

На рынке ценных бумаг возникает множество различных правоотношений. Это все говорит о том, что государство заинтересовано в создании динамичного, устойчивого рынка ценных бумаг, способного обслуживать интересы частного капитала и формировать эффективные механизмы перераспределения собственности.

Динамичность и устойчивость рынка ценных бумаг обеспечиваются государством путем принятия административных нормативно-правовых актов, откуда вытекают административные правоотношения. Рассмотрим сущность административных правоотношений, возникающих на рынке ценных бумаг, и попытаемся выявить их объект регулирования.

Объектом административно-правового регулирования рынка ценных бумаг является деятельность по совершению операций с ценными бумагами и их организационному обеспечению, в отличие от объекта гражданско-правового регулирования, каковым на рынке ценных бумаг являются заключаемые там сделки, отмечает Е.В. Зенькович. При этом организационное обеспечение операций с ценными бумагами включает в себя совокупность юридически значимых действий, направленных на создание предпосылок функционирования рынка ценных бумаг (например, организация торговли на рынке ценных бумаг, организация расчетно-депозитарного обслуживания сделок с ценными бумагами).[3]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Полезная информация:

Принципы классификации рисков
Риском можно управлять, т.е. использовать меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска. Эффективность организации управления рисками во многом зависит от классификации. Под классификацией риска следует понимать распр ...

Сходство и отличия социального страхования и социального обеспечения. Преимущества каждого вида
Социальное страхование и социальное обеспечение в совокупности определяют место и главенствующую роль в системе управления социальными рисками. По ряду существенных признаков социальное страхование принципиально отличается от государственного социального обеспечения. Социальное страхование использу ...

Анализ процентной политики ОАО «Карелбанк»
Как было рассмотрено выше, в первой главе данной работы, на прибыльность банка влияет его процентная политика. Проведем обзор продуктов банка, как по привлечению средств, так и по кредитованию и ипотеке и сделаем выводы о доходности данных продуктов. 1. Вклады «Доверие доходный» и «Доверие валютный ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.linebanks.ru