Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, регулируются Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который определяет признаки ограничения конкуренции, формулирует понятия конкурентной цены финансовой услуги, устанавливает ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
Нормы права, регулирующие отношения на рынке ценных бумаг, содержатся также в Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и др. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе Российской Федерации содержатся нормы об административной и уголовной ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг.
Важную роль в регулировании различных аспектов деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг играют саморегулируемые организации, утверждающие правила и стандарты осуществления своими членами профессиональной деятельности, в том числе операций с ценными бумагами и операций, связанных с заключением и исполнением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.[1]
Одной из важнейших проблем правового регулирования рынка ценных бумаг является проблема его эффективного государственного регулирования. Сегодня государственное регулирование деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется двумя органами: ФСФР и Банком России.
Как отмечает О.В. Васильева, "регулирование является важнейшим фактором, определяющим особенности операций коммерческих банков с ценными бумагами, поскольку именно формы государственного регулирования рынка ценных бумаг предопределили существование двух систем фондового рынка, различающихся степенью участия банков в сделках с ценными бумагами".[2]
Законодательство о рынке ценных бумаг ожидают значительные перемены, если будет реализовано обсуждаемое сейчас в Правительстве РФ предложение о создании единого мегарегулятора финансового рынка России в лице Центрального банка РФ.
Являясь сегментом финансового рынка, рынок ценных бумаг, с одной стороны, обеспечивает интересы частных лиц, предоставляя им возможность заключать гражданско-правовые договоры по ценным бумагам, с другой - определяет стабильность развития экономики страны и выступает дополнительным источником финансирования остальных частей финансового рынка. Наличие публичного интереса обязывает государство в лице его органов осуществлять контрольно-надзорную и стимулирующую политику на фондовом рынке.
В связи с этим невозможно однозначно определить, к какой отрасли права относится рынок ценных бумаг: к частной (jus privatum) или к публичной (jus publicum). От решения данного вопроса зависит степень влияния административной власти на данный вид рынка.
На рынке ценных бумаг возникает множество различных правоотношений. Это все говорит о том, что государство заинтересовано в создании динамичного, устойчивого рынка ценных бумаг, способного обслуживать интересы частного капитала и формировать эффективные механизмы перераспределения собственности.
Динамичность и устойчивость рынка ценных бумаг обеспечиваются государством путем принятия административных нормативно-правовых актов, откуда вытекают административные правоотношения. Рассмотрим сущность административных правоотношений, возникающих на рынке ценных бумаг, и попытаемся выявить их объект регулирования.
Объектом административно-правового регулирования рынка ценных бумаг является деятельность по совершению операций с ценными бумагами и их организационному обеспечению, в отличие от объекта гражданско-правового регулирования, каковым на рынке ценных бумаг являются заключаемые там сделки, отмечает Е.В. Зенькович. При этом организационное обеспечение операций с ценными бумагами включает в себя совокупность юридически значимых действий, направленных на создание предпосылок функционирования рынка ценных бумаг (например, организация торговли на рынке ценных бумаг, организация расчетно-депозитарного обслуживания сделок с ценными бумагами).[3]
Полезная информация:
Индекс ПФТС
Индекс фондовой биржи ПФТС является важнейшим индикатором фондового рынка Украины. Дата 1 октября 1997 года является базовым периодом, с которого начинается расчёт индекса. На сегодняшний момент это единственный украинский фондовый индекс, который представлен в списках основных биржевых индексов ми ...
Принципы тарифной политики в страховании
Тарифная политика в страховании — это систематическая работа страховой организации по разработке, уточнению, упорядочению страховых тарифов с целью осуществления эффективной деятельности. Тарифная политика страховых организаций основана на следующих основных принципах: 1) самоокупаемости и рентабел ...
Развитие кредитной кооперации за рубежом и в России
В Российской Федерации такая разновидность кредитной организации как кредитный кооператив законом не предусмотрено. Но при этом законодательством предусмотрено существование кредитных потребительских кооперативов. Как разновидности кредитного кооператива можно рассматривать сельскохозяйственные коо ...