Центральный банк Российской Федерации имеет уставной капитал, служащий обеспечением его обязательств, может создавать за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения, в том числе страховой фонд, формируемый за счет обязательных отчислений коммерческих банков на условиях и в порядке, определяемых Уставом банка. Нормативы отчислений прибыли в эти фонды и порядок их расходования определяются Советом директоров.
Центральный банк издает нормативные акты, которые обязательны для федеральных органов государственной власти, субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также для всех юридических и физических лиц. Они не имеют обратной силы.
Отчетный период устанавливается с 1 января по 31 декабря каждого года. Структура баланса банка определяется Советом директоров. Годовой отчет представляется ежегодно Государственной думе не позднее 15 мая. Последняя рассматривает его до 1 июля очередного года и направляет со своим заключением Правительству и Президенту РФ. После этого он публикуется не позднее 15 июля очередного года. Кроме того, центральный банк ежемесячно публикует сой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях.
Центральный банк перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета банка Советом директоров, оставшуюся прибыль – в резервы и фонды различного назначения. Он и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сбора пошлин и других платежей на территории РФ.
Для рассмотрения годового отчета центрального банка Государственная Дума до завершения отчетного года принимает решение об его аудите и назначает аудиторскую фирму, имеющую лицензию на осуществление банковского аудита на территории Российской Федерации.
Внутренний аудит Центральный банк осуществляется службой главного аудитора, непосредственно подчиненной Председателю Центральный банк.
Полезная информация:
Инструменты денежно-кредитной политики
Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Основными инструментами денежно-кредитной политики являются изменение учётной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Учетная политика явл ...
Эволюция банковской системы России
Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Зарождение кредитных организаций в России относится к середине XVIIIв. Банковская система того времени характеризовалась следующими чертами: монопо ...
Налоговая система РФ и основные направления ее реформирования
Под налоговой системой понимается совокупность нормативно-правовых и законодательных актов, регулируемых правоотношения между субъектами налоговых отношений по поводу возникновения, исполнения, прекращения налоговых обязательств. Налоговая система рассматривается как совокупность налогов и сборов, ...